Поэт - музыкант, поэт - художник
Как беден наш язык ! – Хочу и не могу. – Не передать ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною …
М. Е. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН П. И. ЧАЙКОВСКИЙ « Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия » Статья « Стихотворения А. А. Фета » (1863) « Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в н ашу область … Это не просто поэт, скорее поэт - музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом »
А. Е. Варламов « На заре ты её не буди …» С. В. Рахманинов « О, долго буду я в молчанье ночи тайной …» Н. К. Метнер « Шепот, робкое дыханье …» П. И. Чайковский « Я тебе ничего не скажу …» А.С. Аренский «Осень»
Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, Что жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Сияла ночь. Луной был полон сад ; лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, Что жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. Сияла ночь. Луной был полон сад ; лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, Что жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. Ассонанс ( от фр. « созвучие ») – многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи. Аллитерация - многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых согласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи. Анафора или единоначалие ( от греч. слова, означающего « вынесение ») – повторение одного и того же слова в одной и той же фразе или начале следующих фраз. Эпифора ( от греч. слова, означающего « добавка » ) – повторение слов или выражений в конце каждой строки в строфе. Синтаксический параллелизм ( от греч. слова, означающего « идущий рядом ») – один из видов повтора – сопоставление по близости или контрасту однородных элементов ( двух или нескольких ), а именно соблюд ение одинаков ой структур ы предложений.
Импрессионизм – художественное направление рубежа XIX-XX веков, прежде всего изобразительное. Черты, присущие этому направлению : п одвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений ; н еуравновешенность, фрагментарность композиции ; р астворение объемных форм в вибрации света и воздуха, что придает изображению неуловимый, таинственный, размытый характер ; б ольшая эмоциональность в трактовке явлений окружающей действительности.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
ЖИВОПИСЬ ИМПРЕССИОНИЗМА
«Завтрак в саду» «Вокзал Сен-Лазар» «Дама в саду» Клод Моне
Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.
Константин Коровин
И. Грабарь «Февральская лазурь»
В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение впечатления непосредственного, мимолетного, изменчивого как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич ( ) АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович ( )
н еожиданная точка зрения на мир, нехрестоматийные ракурсы, срезы фигур ; с оздание ощущения сверкающего солнечного света ; б огатство красок в изображении природы ; н еразрывная связь объективного и субъективного мира ; е динство образа - переживания с вещным, предметным миром ; о браз природы находится в гармоническом единстве с жизнью человеческого сердца ; ц ветообозначение, взаимодействие цветов между собой.