МДОУ «Детский сад 19 общеразвивающего вида» Проект «Технология портфолио как средство эффективного взаимодействия МДОУ и родителей» Выполнили: воспитатель Дорогова Светлана Владимировна воспитатель Крюкова Татьяна Юрьевна
Актуальность Основные задачи взаимодействия ДОУ и семьи - установление партнерских отношений, объединение усилий для развития и воспитания детей, повышение психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшей задачей модернизации российской системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает знание особенностей каждого ребенка, его интересы, способности, уровень развития. Применение технологии «Портфолио» в образовании направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса, позволяет проследить индивидуальный прогресс ребенка.
Между пониманием целей портфолио, осознанием целесообразности его введения и готовностью и умением родителей реализовать эти цели в совместной работе с ДОУ Проблема: не все родители готовы стать союзниками в этом непростом деле, что вызвано недостаточным информированием, в некоторых случаях даже отсутствием каких-либо представлений о работе с портфолио.
Объект изучения Предмет изучения Гипотеза взаимодействие родителей и педагогов группы процесс внедрения технологии портфолио если: организовать работу с родителями о целесообразности ведения портфолио своего ребёнка; сформировать мотивационную основу для сотрудничества родителей и педагогов группы о том, что к поступлению в школу у ребенка уже будет накоплен свой «багаж» достижений; То: все это позволит создать механизм эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с ДОУ.
Цель проекта - изучить возможности введения портфолио ребенка в образовательный процесс детского сада и его эффективного использования в процессе взаимодействия ДОУ и родителей изучить теоретические основы ведения портфолио ребенка ЗАДАЧИ организовать работу с родителями по формированию представлений о сущности технологии «Портфолио», целесообразности ведения портфолио своего ребёнка с дошкольного возраста укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с учреждениями образования развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, способность представлять сверстникам и близким собственные достижения формировать у детей интерес к достижениям и успехам сверстников; приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми
Практическая значимость разработаны: 1.диагностический инструментарий для работы с семьями воспитанников (анкеты, опросники) 2.консультации 3.папки-передвижки 4.рекомендации для родителей 5.памятки 6.сценарии родительских собраний
Этапы реализации проекта III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (с мая 2013г.) I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь – октябрь 2012г.) II этап. ОСНОВНОЙ (октябрь 2012г. – май 2013г.)
Механизм реализации проекта I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь – октябрь 2012г.) Изучение: - психолого - педагогической, методической литературы, опыта работы коллег в сети Интернет по теме исследования; - понятий, касающихся темы проекта; - возможности участия родителей в совместной проектной деятельности (анкетирование); разработка структуры портфолио создание «Портфолио дошкольника»
1. Создавать портфолио необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии всех воспитанников и родителей ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТФОЛИО 5.Отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы папка нравилась ребёнку 2. Участие ребёнка в оформлении папки и отборе материала обязательно 3.Важно не допустить «соревновательност и ». Каждый ребёнок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это 4.Важна систематичность работы с портфолио
Механизм реализации проекта I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь – октябрь 2012г.) Анкетирование родителей: Основные затруднения у родителей связаны с: недостаточной информированностью о целях и формах работы с портфолио – 18 ч.; нехваткой времени для работы с портфолио – 12ч.; нежеланием включаться в работу (не видят смысла) - 3ч.
II этап. ОСНОВНОЙ (октябрь 2012г. – май 2013г.) Механизм реализации проекта Работа выстраивалась в двух направлениях с детьми – в совместной деятельности педагога и детей; с родителями - посредством проведения психолого- педагогической работы, вовлечения родителей в единое образовательное пространство «семья – детский сад».
II этап. ОСНОВНОЙ (октябрь 2012г. – май 2013г.) Конкурс «Лучшее портфолио»
II этап. ОСНОВНОЙ (октябрь 2012г. – май 2013г.) Работа с детьми
III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (с мая 2013г.) Результативность В ходе внедрения технологии «Портфолио» получены следующие результаты: разработаны: диагностический инструментарий для работы с семьями воспитанников (анкеты, опросники), консультации, папки-передвижки, рекомендации для родителей, памятки, сценарии родительских собраний, конкурсов, подобрана картотека «Портфолио». созданы: 1.условия для взаимодействия родителей и детей, которые способствуют укреплению детско-родительских взаимоотношений; 2.механизм эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, направленный на саморазвитие семьи, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с ДОУ, укреплению взаимодействия с семьей воспитанника (9 семей) создали и активно работают над Портфолио ребенка).
III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (с мая 2013г.) Вовлеченность родителей май 2013октябрь семей 9 семей
Адресность опыта Воспитатели ДОУ Родители Учителя начальных классов
Спасибо за внимание