Открытая дискуссионная площадка в рамках августовского совещания работников образования Сахалинской области «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Открытая дискуссионная площадка в рамках августовского совещания работников образования Сахалинской области
«ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
«…Особое внимание нужно уделить дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода. Надо, наконец, дать людям нормально работать, повсеместно открывать надомные, малокомплектные детские сады, группы продлённого дня, а значит, предоставить родителям возможность выбора дошкольного учреждения без очередей и нервотрёпки» Из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2013 года «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» модернизация современного образования предполагает новую образовательную политику, которая нацелена на обеспечение качества дошкольного образования детей в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства на современном этапе. «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Статья Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Статья Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Особое место дошкольного стандарта среди ФГОС. Среди принципов: - поддержки разнообразия детства; -сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; -полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; -создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт.
Вопросы для обсуждения Проект федерального государственного стандарта дошкольного образования: -управление качеством дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта ДО; -проектирование предметно-развивающей среды ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта ДО. «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Вопросы для обсуждения «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Муниципальная система организации дошкольного образования: -инновационные механизмы обеспечения доступного качественного ДО в муниципальных образовательных системах; - реализация образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
описание требований к образовательным результатам детей, получающих дошкольное образования, должно задавать только целевые ориентиры развития детей, не предполагающие осуществление процедур проверки сформированности образовательных результатов детей в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; ключевые требования ФГОС дошкольного образования – требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: финансово-экономические, кадровые, психолого-педагогические, материально-технические), которые гарантировано обеспечат формирование всех возрастных новообразований дошкольника; необходимость поэтапного введения ФГОС дошкольного образования: отработка на практике механизмов введения ФГОС дошкольного образования в пилотных муниципалитетах, внесение необходимых изменений во ФГОС дошкольного образования, и только затем массовое введение стандарта. «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Обсуждая проект ФГОС дошкольного образования, участники выделили принципиальные позиции:
- на поддержку «разнообразия детства» и вариативность развивающих форм этой поддержки, в том числе в рамках одного ДОУ; - на самоценность периода детства, данная идея - впервые в подобном «формате» насыщена рабочим содержанием; - на психолого-педагогическую поддержку развития ребенка, как одну из основных направлений в работе педагога ДОУ; - на проведение мониторинга (педагогической диагностики) осуществляемого совместно с педагогом-психологом и не являющегося средством оценки качества работы педагога; - на сохранение преемственности с ФГТ к условиям реализации ООП ДО; - на ужесточение требований к управленческому профессионализму и предоставления условий для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве; - на нецелесообразность рассмотрения целевых ориентиров дошкольного образования для аттестации педагога и оценку уровня развития ребенка. Стандарт ориентирован: «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
р уководители дискуссионной площадки: Пчельникова Ж.В., ведущий консультант отдела общего, дошкольного и специального (коррекционного) образования Министерства образования Сахалинской области; Шумина Е.В., зав. кафедрой дошкольного образования, кпн; Корниенко Л.А., зав. МБДОУ 5 «Полянка» г. Южно- Сахалинска «ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»