Практический семинар: «Утренняя гимнастика. Планирование, структура, организация проведения, контроль» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Светлячок»
Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма.
Варианты проведения утренней гимнастики. Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений Игрового характера С использованием полосы препятствий С включением оздоровительных пробежек С использованием простейших тренажеров Ритмическая гимнастика
Структура утренней гимнастики: 1.Вступительная часть - построение вида ходьбы - 1 вид бега Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ. 2.Основная часть. ОРУ. - упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса - упражнение для мышц туловища - для мышц брюшного пресса и ног 3.Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.)
Использование комплексов ОРУ в досугах
Утренняя гимнастика на улице
Утренняя гимнастика в зале
Утренняя гимнастика в группе
Утренняя гимнастика в 1 младшей группе
Приемы раздачи предметов: Воспитатель сам подходит к каждому ребенку и дает ему предмет (до построения или после него). Стоя в кругу, воспитатель бросает или катит мяч каждому ребенку; высыпает мячи из корзины, и дети по сигналу воспитателя берут мячи и встают на свое место. Воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу на необходимом расстояния по кругу, и дети строятся около предметов. Воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, и дети по сигналу выходят из строя, берут их и после этого встают на свое место. Предметы кладутся на стулья, скамейки. Дети выходят из строя, берут предмет и встают на свое место. Дежурные или направляющие колонн выходят по очереди пли одновременно, берут предметы и раздают их детям своей колонны. Дети выходят из строя все одновременно или колоннами но очереди, берут предметы из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток) и встают на свое место. Предметы берутся во время ходьбы в колонне по одному.
Приемы сбора предметов после выполнения упражнения: Дети выходят из строя, кладут предметы в корзину, ящик, поставленные в центре круга, или на стулья и встают на свое место. Дети выходят из строя, кладут предметы в стойки (стеллажи, сетки) и встают на свое место. Дежурные, направляющие колонн собирают предметы и кладут их на соответствующее место. Дети кладут предметы во время ходьбы в колонне по одному. Воспитатель собирает предметы, подставляя корзину, ящик. Выбор приема раздачи и сбора предметов обусловливается возрастными особенностями детей, а также их подготовленностью
Методы обучения физическим упражнениям практическиесловесныенаглядные Название упражнения Описание Объяснение Указания Распоряжения Команды Вопросы к детям Рассказ Беседа Повторение упражнений без изменений Повторение упражнений с изменениями Проведение в игровой форме Проведение в соревновательной форме Показ Использование наглядных пособий Имитация Звуковые сигналы Зрительные ориентиры
Физкультурное оборудование
Обеспечение моторной плотности на утренней гимнастике специальный подбор упражнений; повтор упражнений, дозировка; повышение темпа; использование подвижных игр, бега; использование физкультурных пособий; организация детей; проведение на воздухе; музыкальное сопровождение (темп, ритм).
Утренняя гимнастика 1 младшая группа 2 Младшая группа Средняя группа Старшая группа: Подготовит. группа Длительность 45 мин 5-6 мин 6-8 мин 8-10 мин мин Количество упражнений 34 упр. 4 упр. 4-5упр.5-6упр. 6-8 упр. Дозировка упражнений 45 раз 4-5 раз 5-6раз 6-8 раз 8-10 раз Продолжитель- ность бега без перерыва 1015 сек 15-20сек 2025 сек 2530 сек 30-40сек
Контроль
Внешние признаки утомления НЕУВЕРЕННЫЕ, НЕЧЕТКИЕ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ВОЗБУЖДЕНИЕ И ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ БОДРЫЕ, ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ЧЕТКО ДВИЖЕНИЯ ЖАЛОБЫ НА УСТАЛОСТЬ, ОТКАЗ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ХОРОШЕЕ, ЖАЛОБ НЕТ САМОЧУВСТВИЕ РЕЗКО УЧАЩЕННОЕНЕСКОЛЬКО УЧАЩЕННОЕ ДЫХАНИЕ ВЫРАЖЕННОЕНЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НА ЛИЦЕ ПОТООТДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕННОЕСПОКОЙНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПОКРАСНЕНИЕ НЕБОЛЬШОЕ ПОКРАСНЕНИЕ ЦВЕТ ЛИЦА СРЕДНЯЯНЕБОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ УТОМЛЕНИЯНАБЛЮДАЕМЫЕ ПРИЗНАКИ И СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА
Анализ утренней гимнастики 1. Гигиенические условия и время проведения утренней гимнастики. 2. Наличие трех частей утренней гимнастики. 3. Соответствие ОРУ возрасту детей. 4. Продолжительность утренней гимнастики. 5. Использование физкультурного инвентаря. 6. Дозировка упражнений. 7. Приемы регулирования дыхания. 8. Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса. 9. Использование музыкального сопровождения. 10. Самочувствие детей и их настроение.
Работа с родителями
Подготовила Черепнева Вера Евгеньевна Воспитатель высшей квалификационной категории