Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Кто такой психолог? ПСИХОЛОГ - специалист в области психологии, как правило это люди с высшим образованием, знающим психику человека. Основные функции педагога-психолога в детском саду создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Направления работы психолога в детском саду: Основные направления деятельности педагога-психолога Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы Психодиагностика Цель : получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно -образовательного процесса. Проводится: Обследование детей первой младшей группы (2-3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Направления работы психолога в детском саду Психопрофилактика Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно- образовательного процесса. Для этого предусмотрено: Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: - анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; - групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; -
Направления работы психолога в детском саду Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.
Направления работы психолога в детском саду Психологическое просвещение Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, и родителей, а именно: - повышение уровня психологических знаний; - включение имеющихся знаний в структуру деятельности Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам: 1. Адаптация ребенка к ДОУ. 2. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. 3. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее. 4. Психологическая готовность к обучению.
Содержание деятельности педагога- психолога в детском саду Работа с детьми. 1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка. 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению. 3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно- развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей. 4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду. 5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
Содержание деятельности педагога- психолога в детском саду С родителями. 1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года). 2. Индивидуальное консультирование родителей. 3.Просветительская работа среди родителей. 4. Организация и проведение тренингов, семинаров, мастер- классов.
Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников Педагог-психолог осуществляет: Психологическую диагностику познавательных процессов детей Психологическую диагностику личностных качеств. Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе. Младший возраст (2-3года): понимание речи; адаптация к ДОУ сенсорное развитие; игра; умственное развитие
Старший возраст (5-6 лет): внимание, память, мышление, воображение общая моторика; самооценка, статус в группе; мотивация; произвольность; коммуникативные навыки;
Подготовительная к школе группа (6-7 лет): мотивация; произвольность; самооценка; память, воображение, мышление; коммуникативные навыки;
Спасибо за внимание!