Развитие творческих способностей на уроках Окружающего мира МОУ Андреапольская СОШ 1 Васильева Л.Н.
Требования к усвоению дисциплины «Окружающий мир» сформулированы следующим образом: Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; Сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Наблюдения – этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…»
Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно- исследовательскую деятельность: -постановка цели -выдвижение гипотез -умение составить программу наблюдения -умение пользоваться измерительными инструментами -умение фиксировать результаты -анализ результатов наблюдений.
Творческое рассказывание. Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности. Можно выделить следующие отличия творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника: а). Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира; б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности; в). Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья. Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.
Уроки окружающего мира связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование). Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.
примеры таких творческих заданий в учебниках при изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: вылепить из пластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края» - придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей. В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовить модель цепи питания.
Моделирование Можно представить такую последовательность обучения школьников моделированию: 1 этап: ознакомление школьников с символами, знаками. 2 этап: использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. (Это уже моделирование, но пока еще для школьников неосознанное). 3 этап: ознакомление с понятием модель. 4 этап: расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования.
Учебные ролевые игры - ещё одна разновидность творческих заданий Для развития воображения особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.
Проблемное обучение Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.
Чтобы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания. Содержание учебников имеет возможности для развития творческих способностей. Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос: Докажи, что природа разнообразна. Или – Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей?