Эффективность урока - залог успеха учителя и ученика Цель : Определить критерии эффективности урока, формы организации эффективного урока. Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие развитию учебных компетенций учащихся Осознать необходимость повышения уровня самообразования.
Эффективность урока Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его культуры, эрудиции. В.А. Сухомлинский
Что такое «эффективность урока»? Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эффектос» означает выполнение действий, результат, вследствие каких-либо действий. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА - степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени
От чего зависит эффективность урока
Эффективный урок Урок Формирова- ние умений и навыков Разнообра- зие методов МастерствоДоступность Умение общаться Активная работа учащихся Конкретность цели Заинтересо- ванность Результа- тивность
Эффективность урока Конкретность поставленной цели и задачи Умение добиться целей и задач на практике Заинтересованность учителя и учеников Результативность Качество учебного материала Формирование умений и навыков Разнообразие методов Эмоциональная подача материала Индивидуальная работа Мастерство Умение общаться Активная работа учащихся Самостоятельность учащихся Творчество Личность учителя Взаимодействие учителя и ученика
Критерии эффективности современного урока Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Мотивация познавательной деятельности на уроке. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. Достижение целей урока.
При постановке целей следует обращать внимание на: Проблемность материала Наглядность Стиль общения Применение учащимися знаний на практике Развитие способностей учащихся Содержание материала Интеллектуальные способности учащихся Совокупность решений множества задач Ожидание результата
Цель урока зависит От содер- жания урока От уровня про- фессиональ- ного мастерства От типа урока От методов и форм работы От уровня класса и возможностей учеников
Задачи, стоящие перед учителем: Ученик: обязан получить и запомнить нужную информацию знать правила, законы, исторические факты… Ученика следует научить пользоваться полученными знаниями: грамотно писать, решать задачи…, применять знания на производстве и в быту. Важно развивать способности ученика: его самостоятельность, творческие возможности, оригинальность мышления.
Эффективность урока Весь смысл педагогического мастерства в умении выбрать методы и приемы работы, регулирующие формирование знаний всеми учащимися именно в процессе обучения. Учить нужно в классе, на уроке, в школе. Домашние задания расширяют, углубляют знания, но решающее их приобретение происходит в процессе обучения на уроке.
Эффективность урока Три уровня усвоения материала: 1. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. «Развитие без накопления материала – мыльный пузырь». (К.Д. Ушинский.) 2. Применение знаний на практике, умение пользоваться знаниями в сходной обстановке, по образцам, по шаблону. 3. Применение знаний в оригинальной, нестандартной обстановке, это творческий подход к решению задач, трансформация знаний, их комбинация, самостоятельная оценка явлений, фактов, событий.
Психологические факторы, влияющие на эффективность урока Общий поведенческий характер класса Индивидуальные психологические особенности учащихся Эмоциональный климат в классном коллективе Степень сложности материала Индивидуальный стиль деятельности учителя
Пути и средства повышения эффективности урока 1. Поиск новых подходов к управлению развитием личности. 2. Проведение мониторинга качества знаний. 3. Использование личностно - ориентированного подхода. 4. Организация урока при соблюдении правил : определение целей урока, вида урока ; выбор методов, приёмов и средств обучения ; определение структуры 5. Рациональная организация режима работы, обеспечение жизнедеятельности школы, уровень социально - психологической помощи. 6. Работа с учащимися, имеющими высокий уровень учебно - познавательной деятельности и с учащимися с низкой учебной мотивацией. 7. Использование новых образовательных технологий.
Основные принципы построения урока Системность Преемственность Логичность Движение от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к продуктивной, от частного к общему Чередование и смена форм деятельности ( чтение, слушание, говорение, письмо )
Существует такая формула: Т-П-П-П Трудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а полезное должно быть приятным (будь то зарядка, выстраивание отношений, любая инновация и многое другое) Как нельзя лучше она подходит к теме нашего сегодняшнего педагогического совета
Вывод: Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности