СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УУД НОО
ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению Моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов
Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символичес- ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества Программа формирования УУД
информационно-ориентировочные умения 1) информационно-ориентировочные умения (умения наблюдения ( рисунок, таблица, карта, схема, алгоритм, чертеж ) слушания, чтения); операционально-исполнительские умения 2) операционально-исполнительские умения (умения классификации и обобщения, по психическим механизмам они прямо соотносятся с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением ), контрольно-коррекционные умения 3) контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля). К.Д. Ушинский: «Не уметь хорошо выражать свои мысли – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший ; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний». Блоки общеучебных умений в соответствии с этапами учебной деятельности
Познавательные универсальные учебные действия Ученик должен научиться: 1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; 2.использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 3.строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 4.основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - выделять известную и неизвестную информацию -определять главную мысль, находить ответ на вопрос, - работать с разноформатными текстами, в словесной форме, с иллюстрациями, схемами, таблицами, моделями и т.д. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик должен научиться: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Помимо традиционных предметных приемов (схема слова, символическое обозначение гласных, согласных, мягких, твердых и т.д., работа с числовой осью, буквенным обозначением чисел) – символизация разных видов работы в классе: символические обозначения групповой работы, индивидуального ответа и т. д.
Коммуникативные способности связаны с опытом построения коммуникаций. Ясно, что чем больше на уроках используются коммуникативные ситуации, тем больше опыт ученика, тем выше вероятность развития коммуникативных способностей. Под коммуникацией следует понимать общение с другим человеком и коммуникацию с источником информации. Тон и этикет обращения педагога к ученику задают наиболее значимые коммуникативные образцы. Уважительный и заинтересованный тон общения педагога и класса – необходимое условие развития у учеников коммуникативных способностей. Умение слушать собеседника Коммуникативные универсальные учебные умения
Важно использование дискуссионных форм и способность к их анализу, умение оценить способ коммуникации, а также его эффективность. Наряду с насыщением учебной работы коммуникативными техниками (общая дискуссия, групповая работа, представление в речевом высказывании мнения других и т.д.) необходимо учить детей и анализировать элементы коммуникации. При организации групповой работы следует обратить внимание на необходимость переформирования групп, на различные (содержательно) формы коммуникации внутри группы: группа может обсуждать проблему, а может выполнять задание «по ролям». Тогда в группе присутствует «организатор», «исполнитель», «контролер», «следящий за временем» и т.д. Именно такие формы организации группы позволяют учить школьников координации позиций.
Коммуникативные универсальные учебные действия 1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе – не совпадающих с его/ее собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; 2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; (все виды группового выполнения заданий, когда оценка общей работы – одна на всю группу). 3. формулировать собственное мнение и позицию; 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; (принимать решение, которое далее исполняется всеми. Поэтому в данном случае важно не только соблюдать этикет переговоров, но строго выполнять принятое решение).
Коммуникативные универсальные учебные действия 5. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он/она знает и видит, а что нет; 6. задавать вопросы; 7. контролировать действия партнера; Разного рода взаимопроверки (проверка д.з. соседом по парте, по кругу и т.д.); решение одной задачи в несколько действий группой детей, когда счет по цепочке с проверкой результата предыдущего ( на математике и т.д.);
ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Комплексныеконтрольныеработы
Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, Оценочная деятельность Учитель начальной школы
Ч