Тенденции развития систем менеджмента качества в образовательном пространстве медицинского профиля Литвинова Т.М., Горбунова И.Б. Управление качеством подготовки специалистов
Философия 5S discipline (дисциплина) structurize (организованность) – удалять ненужное systematize (аккуратность) – находить любой документ за 30 секунд sanitize (чистота) – персонально отвечать за соблюдение чистоты standardise (стандартизация) – визуализировать, размечать, прослеживать self – discipline (дисциплина) – делать все вышесказанное ежедневно 2 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Информационно-методический центр по развитию систем менеджмента качества в медицинских и фармацевтических вузах Российской Федерации Обеспечение методического сопровождения по разработке и внедрению СМК образовательной, научно-исследовательской и инновационной, клинической деятельности вуза Создание системы консультативно-методической поддержки медицинских и фармацевтических вузов по развитию СМК Организация и проведение на базе Университета постоянно действующих образовательных программ повышения квалификации по основам менеджмента и системам менеджмента качества, внутренним аудитам и пр., привлечение к работе специалистов-практиков из органов по сертификации, служб качества и др. Подготовка и проведение научно-практических конференций и семинаров по актуальным проблемам управления качеством деятельности, а также методических семинаров по обмену опытом 3 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Специфика образовательной деятельности Изменчивость рынка образовательных услуг Регламентация образовательной деятельности Повышение качества обученияЛицензирование Внедрение эффективных форм обученияАккредитация Постоянное обновление учебной и лабораторной базы ФГОС Повышение компетентности преподавателей ГОС 4 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Специфика научно-исследовательской и инновационной деятельности 5 Научная деятельностьСистема управления Трудность формализации процессов научных исследований Проектная система организации труда Высокая степень зависимости проводимых научных исследований от личности исследователя Нематериальный характер основных ценностей научно- исследовательских структур Отсутствие четкой прослеживаемости между вкладом исследователя и конечным продуктом Многоуровневая система документооборота Высокая доля риска при проведении НИР Высокая степень зависимости проводимых научных исследований от государственного финансирования Научная деятельность, включающая элементы образовательной деятельности (кафедры, лаборатории в составе образовательных учреждений) СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Специфика медицинской деятельности Медицинская услугаПациент Объект услуги – человек, предмет услуги – жизнь и здоровье Неопределенный характер удовлетворенности НеосязаемостьОтсутствие специальных знаний НесохраняемостьАктивность как субъекта потребления медицинских услуг Неотделимость от источника Непостоянство и непрогнозируемость Прямой контакт с потребителем Многовариантность технологий Комплексный характер угрозы или ущерба жизни/здоровью Социализация услуги 6 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Область применения СМК, % 7 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
В оценке качества реализуемых образовательных программ принимают участие, % 8 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
В оценке качества преподавания участвуют,% 9 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Участвуют в оценке качества и доступности учебных ресурсов,% 10 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Процедуры оценки уровня знаний студентов опубликованы, % 11 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Информационная система включает сведения о, % 12 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Выгоды от внедрения СМК достижение высокого уровня удовлетворенности потребителей качеством услуг обеспечение высокой конкурентоспособности организации достижение более высоких экономических показателей деятельности вовлечение персонала в решение актуальных задач повышение имиджа обеспечение высокого профессионального уровня специалистов достижение согласованности и эффективности бизнес- процессов организации 13 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Направления совершенствования 14 руководителям медицинских и фармацевтических вузов в полной мере использовать оправдавший на практике подход к созданию и развитию систем менеджмента качества на базе международного стандарта ISO 9001:2008 использовать возможности информационно- методического центра по развитию систем менеджмента качества в медицинских и фармацевтических вузах Российской Федерации как единого Интернет-ресурса по консультативной, методической, публикационной поддержке развития СМК в образовательных организациях СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Направления совершенствования (продолж.) 15 рекомендовать медицинским и фармацевтическим вузам расширять область применения систем менеджмента качества на научно-исследовательскую и инновационную деятельность координировать сбор, оценку и распространение лучших практик внедрения мониторинговых исследований в медицинских и фармацевтических вузах в ходе рабочих совещаний, семинаров и конференций с последующей публикацией соответствующих материалов СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
16 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза
Благодарим за внимание! 17 СМК: от контроля качества к непрерывному улучшению деятельности вуза