Механизм саморегулирования как новый инструмент осуществления контроля качества услуг Суворова С.П. – директор НП «Новосибирский областной центр управляющих многоквартирными домами»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от г. 315-ФЗ «О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» Регулирует отношения возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Особенности саморегулирования в разных отраслях Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций могут устанавливаться федеральными законами. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. Требования к этим организациям определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.
Понятие саморегулирования Саморегулирование – это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.
Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) только при условии ее соответствия всем установленным Федеральным законом 315 требованиям.
объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования и формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации Требования к саморегулируемым организациям
Цели саморегулируемой организации представляет интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; организует профессиональное обучение, аттестацию работников своих членов или сертификацию произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами; от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов СРО, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО работ и услуг, иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
Цели саморегулируемой организации разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской деятельности, в том числе требования к вступлению в СРО; осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов в порядке, установленном соответствующим Положением, утвержденными решение общего собрания членов СРО; применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами СРО, в отношении своих членов; обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном Федеральным законом и внутренними документами СРО.
Цели саморегулируемой организации осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; (п. 8 введен Федеральным законом от N 148- ФЗ) 9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. (п. 9 введен Федеральным законом от N 148- ФЗ)
При осуществлении своих функций cаморегулируемая организация имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения; участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов; вносить на рассмотрение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами МСУ политики в отношении предмета саморегулирования; запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ и органах МСУ информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения СРО возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном ФЗ порядке.
СРО НЕ ВПРАВЕ осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
Органы управления cаморегулируемой организации Общее собрание членов СРО; Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО; Исполнительный орган СРО. Высшим органом управления Партнерства является Общее собрание членов СРО.
Обязательные специализированные органы Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской деятельности рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации
Контроль СРО за деятельностью своих членов Осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок Плановые – соблюдение стандартов и правил и условий членства( не реже 1 раза в 3 года, не чаще 1 раза в год) Внеплановые – на основании жалобы на нарушение членом СРО стандартов и правил деятельности ( по факту)
Меры дисциплинарного воздействия 1.вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений; 2.вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения; 3. наложение на члена саморегулируемой организации штрафа; 4. рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации; 5. иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.
Принятие решений органом по дисциплинарной ответственности Решения принимаются большинством голосов по вопросам 1-3, 5 По вопросу 4( об исключении) 75% голосов органа по ДО Решение об исключении может быть обжаловано в суд Денежные средства, полученные в результате наложения штрафа подлежат зачислению в компенсационный фонд СРО
Источники формирования имущества СРО 1) регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы); 2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе; 4) средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации; 5) средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации; 6) доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах; 7) другие не запрещенные законом источники.
Способы обеспечения имущественной ответственности Саморегулируемая организация вправе применять следующие: 1) создание системы личного и (или) коллективного страхования; 2) формирование компенсационного фонда. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.
Средства компенсационного фонда Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда. СРО в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда СРО несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). Не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Не допускается возврат взносов членам СРО.
Приобретение статуса саморегулируемой организации Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724) Реестр ведется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными За внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций взимается плата в размере 1000 рублей. За предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре СРО, взимается плата в размере 100 рублей для физических лиц и в размере 300 рублей для юридических лиц.
Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. (гл Градостр. Кодекса 190-ФЗ от г.) С января 2009 года в РФ прекращено предоставление лицензий на осуществление строительной деятельности, проектирования и инженерных изысканий. C 1 января 2010 года строительные организации смогут работать только при допуске СРО. Свидетельства о допуске необходимо будет получать на виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из СРО, при выявлении нарушений и в некоторых других случаях. (подробнее п. 15 ст Градостроительного кодекса РФ). Государственный контроль за деятельность СРО в сфере строительства и ведению реестра СРО выполняет Ростехнадзор.
СРО в области инженерных изысканий и проектировании Некоммерческая организция вправе приобрести статус СРО, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям: объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
СРО в строительстве Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям: 1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; 2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации
Национальные объединения саморегулируемых организаций 1. Национальные объединения СРО являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими СРО на основе обязательного членства. 2. Создаются национальные объединения СРО следующих видов: 1) Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; 2) Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; 3) Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. 3. Национальные объединения СРО создаются в целях соблюдения общественных интересов СРО соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов СРО соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия СРО и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 4. Национальные объединения СРО являются юридическими лицами, имеют смету, расчетные и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своими наименованиями. 5. Национальные объединения СРО образуются Всероссийским съездом СРО соответствующих видов. 6. Уставы национальных объединений СРО принимаются Всероссийским съездом СРО соответствующих видов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Новосибирской области от «О создании рабочей группы» В связи с принятием Федерального закона от ФЗ «О саморегулируемых организациях», в целях выработки предложений по созданию cаморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами в Новосибирской области, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1.Создать рабочую группу по реализации Федерального закона от ФЗ «О саморегулируемых организациях» и утвердить прилагаемый состав. 2. Поручить рабочей группе до подготовить предложения по созданию саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами в Новосибирской области. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области - руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анисимова В.А.
Некоммерческое партнерство «Новосибирский областной центр управляющих многоквартирными домами» Рабочая группа подготовила проекты Стандартов и правил деятельности, Положения о специализированных органах, разработала Устав, организовала учредительное собрание, которое состоялось г. На основании протокола 1 общего собрания учредителей от г. некоммерческого партнерства Количество членов некоммерческого партнерства – 36 организаций, из них 22 управляющих организации г. Новосибирска и 14 - Новосибирской области Наблюдательный Совет избран в составе 7 человек, по должностям: 1. Заместитель руководителя ДС и ЖКХ администрации Новосибирской области – председатель Наблюдательного Совета 2. Заместитель начальника ДЭ, Ж и КХ мэрии г. Новосибирска 3. Депутат Новосибирского областного Совета 4. Депутат городского Совета города Новосибирска 5. Заместитель главы администрации Новосибирского района 6. Два директора управляющих компаний
Основная цель деятельности Некоммерческое партнерство г. внесено в ЕГРЮЛ, государственная регистрация произведена в Управлении Министерства юстиции РФ по НСО г. (ОГРН ). Основной целью деятельности Партнерства (из Устава НП « НОЦ Управляющих МКД») является содействие членам Партнерства в осуществлении координации их деятельности по управлению многоквартирными домами на территории г. Новосибирска и Новосибирской области.
Постановление Правительства РФ от г. 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» Для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна предоставить в уполномоченный орган: Стандарты и правила предпринимательской деятельности Положения о специализированных органах и их персональный состав Способы обеспечения имущественной ответственности членов НП перед потребителями
Чем привлекателен механизм саморегулирования? объединение управляющих организаций, действующих на рынке управления многоквартирными домами, позволит формироваться этому рынку на основе единообразия правового пространства, предупреждения и снижения уровня конфликтности и сотрудничества всех участников рынка; единые требования к деятельности организаций, управляющих МКД, установленные в Стандартах и правилах, обязательны для выполнения всеми членами СРО, контроль за их соблюдением повысит качество предоставляемых управляющими организациями услуг; За неисполнение стандартов и правил деятельности может быть применена система мер дисциплинарной ответственности; создается экономическая защищенность потребителей услуг УК за счет дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО посредством формирования компенсационного фонда и системы страхования ответственности.
Законодательство в сфере саморегулирования Федеральный закон o саморегулируемых организациях 315-ФЗ Федеральный закон o внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ 148-ФЗ Федеральный закон o внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ 148-ФЗ Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. 864 Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Определяется приказом Министерства Регионального развития от г. 274 Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Определяется приказом Министерства Регионального развития Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций». Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. 724 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 января 2009 года 57 "Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 января 2009 года 57 "Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Некоммерческое партнерство «Новосибирский областной центр управляющих многоквартирными домами» Контактная информация г. Новосибирск, ул. Королева, оф. 225, т. (383) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !