«Формирование социально-активной самореализующейся личности ученика в условиях гуманизации образовательного пространства» Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 14
Цель: получение качественного образования, позволяющего приобрести достойную профессию, которая приносила бы моральное и материальное удовлетворение.
Цель: создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями, способствующей развитию его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Впервые эти понятия стали использоваться в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника. Эти качества и стали называть компетенциями. Впервые эти понятия стали использоваться в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника. Эти качества и стали называть компетенциями. В настоящее время составлен словарь из 21 компетенции, которые были свойственны людям успешным в своей профессиональной деятельности. В настоящее время составлен словарь из 21 компетенции, которые были свойственны людям успешным в своей профессиональной деятельности. «Компетенции» противопоставляются понятию «квалификация» и рассматриваются как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на успешную реализацию. «Компетенции» противопоставляются понятию «квалификация» и рассматриваются как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на успешную реализацию. Что вызвало интерес к компетенциям? 1. Системные изменения в мире труда и управления. 2. «Информационный взрыв», возникший в следствии использования информационных технологий привел к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации. 3. Быстрое старение и постоянное обновление информации. 4. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет, поэтому человеку, чтобы быть успешным приходится менять место работы или переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Понятия «ключевая компетентность» и «компетентностный подход».
ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ СТАТУСУ ЧЕЛОВЕКА
В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004г.) уже был зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает: познавательную деятельность; информационно-коммуникативную деятельность; рефлексивную деятельность.В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004г.) уже был зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает: познавательную деятельность; информационно-коммуникативную деятельность; рефлексивную деятельность. В действительности число компетенций может быть различным, в зависимости от того, что для общества, человека считается важным и нуждается в развитии. Ключевые компетентности – это результат договоренности между обществом (родителями, местными вузами, местными работодателями, местными властями, государством) и школой о том, какие именно результаты общего образования общество желало бы видеть.
Цели современного образования Тенденции развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. Тенденции развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования в России рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования в России рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Формирование и развитие компетентностей обучающихся является следствием расширения компетентностей педагогического коллектива.
Комплексный проект модернизации образования В разделе 3 «Облик современной модели образования к 2020 году» В пункте 3.2. «Дошкольное образование» отмечается, что «уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому, современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других образовательных способностей детей. в ближайшие четыре года необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре- пять лет – переподготовку воспитателей». В пункте 3.3. «Общее образование» говорится о том, что «важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. … важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, - о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедических знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. В пункте 3.4. «Непрерывное образование» говорится «Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество компетентностей, используемых в экономике и в социальной жизни. Освоение новых знаний и навыков становится для граждан самостоятельной потребностью, а для экономики – растущим сектором услуг. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современной образовательных систем».
Области развития ключевых компетенций 1.Методическая 2.Социальная 3.Коммуникативная групповая форма организации учебно-воспитательного процесса Организация формирования ключевых компетенций
Технология модульного обучения. Технология развивающего обучения Технология проблемно- модульного обучения. Технология организации обучения в форме творческих мастерских. Технология проектного обучения. Дальтон-технология. Технология развития. критического мышления. Технология проведения учебных дискуссий. Технология учебной деловой игры. Технология проблемного обучения. Технология «Дебаты». Тренинговые технологии. Частично-поисковые. Обучение в команде. Обучение в команде. «Пила». «Пила». Учимся вместе. Учимся вместе. Исследовательская работа в группах. Исследовательская работа в группах. «Двойное кольцо Сократа». «Двойное кольцо Сократа». «Вертушка» - парная дискуссия. «Вертушка» - парная дискуссия. Учимся сообща. Учимся сообща. Технологии компетентностного подхода в обучении. Групповые формы работы при компетентностном подходе в обучении.
Групповые формы работы Ученики Групповые формы обучения Групповые формы обучения Совет учащихся Совет учащихся Школьное научное общество Школьное научное общество ДТО «Веселые нотки» ДТО «Веселые нотки» ДТО «Почемучки» ДТО «Почемучки» Спортивные секции Спортивные секции Кружки по интересам Кружки по интересам Педагогический коллектив Структурные подразделения Структурные подразделения Научно-методический совет Научно-методический совет ВПТГ ВПТГ Творческие мастерские Творческие мастерские
Томская область Россия обучаются в гимназиях 10% 5,7% обучаются в лицеях 4% 3,5% обучаются в школах с углубленным изучением отдельных предметов 9,7%7,1% Образование повышенного уровня сложности 76,3% обучаются в других образовательных учреждениях Томской области (в том числе и в общеобразовательных школах) 83,7% обучаются в других образовательных учреждениях России
ШКОЛА предшкола Учитель З+КК Ученик З+КК Психолог З+КК О б р а з о в а т е л ь н ы е с о б ы т и я Г р у п п о в ы е ф о р м ы р а б о т ы д/с 76,94,100 КППК ДЮК «Юпитер» Родители ЦДО «Планирование карьеры» Родители З+КК ЦДО «Созвездие» Предприятия (профильные пробы) ВУЗы ССУЗ НПУЗ П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н А Я д я е т е л ь н н о с т ь МОУ СОШ 14 г.Томск Родители Психолог Индивидуальные учебные планы
Образовательные события Ученики Учебно-практическая конференция «Деятельность. Знания. Успешность». Учебно-практическая конференция «Деятельность. Знания. Успешность». Конкурс «Я компетентен». Конкурс «Я компетентен». Интеллектуальная игра «Мозголомы». Интеллектуальная игра «Мозголомы». Парад «Профессий». Парад «Профессий». Конкурс «Я и Портфолио». Конкурс «Я и Портфолио». Педагогический коллектив Научно-практическая конференция педагогов «Модернизация школьного образования: опыт, проблемы». Научно-практическая конференция педагогов «Модернизация школьного образования: опыт, проблемы». Конкурс «Урок года». Конкурс «Урок года». Конкурс «Самый классный Классный». Конкурс «Самый классный Классный». Конкурс «Учитель года». Конкурс «Учитель года». Предметные декады. Месячник Науки. День Открытых дверей.
Инновационная личность (обладающая ключевыми компетенциями) Политические Политические Социальные – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и деятельности. Социальные – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и деятельности. Способность учиться всю жизнь (основа профессионального благополучия, стабильности в общественной и личной жизни). Способность учиться всю жизнь (основа профессионального благополучия, стабильности в общественной и личной жизни). Способность жить в поликультурном обществе, терпимость и толерантность. Способность жить в поликультурном обществе, терпимость и толерантность. Языковые – практическое владение устной и письменной речью, родным и иностранным языками. Языковые – практическое владение устной и письменной речью, родным и иностранным языками. Информационные – связанные с бурным развитием информационных технологий (необходимость критического отношения к информации, поставляемой средствами массовой информации и коммуникации). Информационные – связанные с бурным развитием информационных технологий (необходимость критического отношения к информации, поставляемой средствами массовой информации и коммуникации).
21 ноября 2008г. МОУ СОШ 14 г.Томск