Диагностика педагогического мастерства учителя в условиях модернизации содержания образования. Зам.директора по УВР Калмыкова Е.С.
Педагогическая диагностика это система методов и средств изучения профессионального уровня учителя, создающая основу для выявления затруднений в работе, способствующая осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления, позволяющая определить сильные стороны учителя, наметить пути их закрепления и развития в индивидуальном стиле его педагогической деятельности.
Задачи педагогической диагностики: выявление личностных качеств учителя, влияющих на учебно-воспитательный процесс; выявление положительных и отрицательных сторон учителя; оценка эффективности работы учителя; выявление профессионального уровня учителя.
Функции педагогической диагностики: функция обратной связи; функция педагогической коррекции; функция мотивации и стимулирования; функция контроля.
Принципы педагогической диагностики: целенаправленность; адресность; изучение конкретного учителя во взаимосвязи с коллективом педагогов и учеников; соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики; системность и непрерывность в изучении личности и деятельности учителя.
Сущность педагогической диагностики заключается в научном изучении результативности учебно- воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности и обученности учащихся, в росте педагогического мастерства.
Структура самодиагностики педагогической деятельности СамонаблюдениеСамоанализСамооценкаСамокоррекция
Направления самодиагностики: рациональное использование традиционных методик прежнего опыта; эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных в образовательном процессе: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения (КСО); исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного и блочно-модульного обучения; лекционно-семинарско-зачетная система обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии.
осуществление обратной связи в процессе самоанализа и самооценки состояния преподавания своего предмета; обнаружение и изучение своих педагогических затруднений; создание мотивов, потребностей, возможностей для перестройки своей деятельности; прогнозирование профессионального роста на основе формирования педагогического запроса; умение определять эффективность своего труда и результаты его перестройки; из анализа полугодовой контрольной работы по русскому языку в 5 классе (учитель русского языка Силантьева М.А.) «…В целом, работа выявила продолжение успешного формирования навыка грамотного письма, а также специальных лингвистических знаний и умений (лингвистической компетентности) у учащихся 5 класса. Качество знаний при выполнении работы превысило аналогичный показатель входной контрольной работы, что указывает на успешный процесс адаптации учащихся к обучению во второй ступени.»
Результаты ЕГЭ по русскому языку за 3 года.
Качество знаний учащихся в разрезе классов за 1 и 2 четверть уч.года.
Уровень качества знаний учащихся по русскому языку в разрезе классов
Этапы работы над методической проблемой «Роль качества преподавания в формировании качества знаний учащихся» Диагностический - прошедший учебный год Анализ: затруднений учителей: - педагогические инновации и их использование в условиях перехода на новое содержание образования; - повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения ИКТ; анализ УВП в школе. Выявление проблемы, обоснование ее актуальности.
Теоретическое исследование проблемы – текущий учебный год Изучение коллективом теории проблемы на: Педсоветах: «Причины неуспеваемости учащихся и пути их решения»; «Педагогические инновации и их использование в условиях перехода на новое содержание образования»; «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»; Родительских собраниях: «Организация и проведение ЕГЭ в школе»; -в индивидуальной и групповой работе с учителями; - в работе по самообразованию. Накопление теоретического материала.
Практическое исследование проблемы – новый учебный год С целью практической направленности этой работы проводятся: -тематические педсоветы – «Программа развития школы до 2015»; -НПК – «Устойчивое развитие – объективное требование времени»; -семинары-практикумы- «Управление инновационной деятельностью в ОУ в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; -открытые уроки; -внеклассные мероприятия; -взаимопосещение уроков. Совершенствование УВП.
Подведение итогов работы по проблеме. Пропаганда передового педагогического опыта на последующие годы. Выступление с обобщением опыта работы: мастер-классы; творческие отчеты: - публичный отчет школы; - выходы по темам самообразования. педагогические выставки. Систематизация накопленного материала.
Итоги работы по реализации социально- педагогического проекта «Сохраним для потомков» Создана «Красная книга» комплексного памятника природы «Истоки реки Оредеж в Урочище Донцо». Создан атлас природно- исторических ценностей Ижорского плато. Разработаны познавательные туристические маршруты по ООПТ района.
Научно- исследовательские работы школьников опубликованы: 1. Журнале «География и экология в школе XXI века» 3, 2005 г. 2. Сборнике «Экологическое образование в Ленинградской области» выпуск 3, 2005 г. 3. Сборник Русского географического общества «Школьные экологические экспедиции в Вепсский лес и Урочище Донцо», 2004 г. 4. Сборнике «Географо- экологические исследования в Ленинградской области», 2005 г.
Достижения учащихся школы: В областном туре открытого конкурса творческих работ учащихся Ленинградской области в рамках туристско – краеведческого движения «Отечество» I место 2000 г., 2003 г г., 2005 г., 2006 г.; II место 2002г.; В международном российско-шведском проекте «Семена дружбы»; В областном смотре-конкурсе учебно-опытных участков образовательных учреждений Ленинградской области в 2004 году. I место – 2001 г., 2004 г.
ПОБЕДЫ МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа» 2006 г. – победа в конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы рамках приоритетного национального проекта «Образование»; 2007 г. – победа в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений Ленинградской области на получение поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ШКОЛЫ Апрель 2006 г. – областной семинар директоров экологических школ Ленинградской области по теме: «Роль эколого – краеведческой школы в формировании социо – культурной образовательной среды». Март 2007 г. – семинар для руководителей образовательных учреждений «Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Август 2007 г. – областной однодневный рекламный семинар для менеджеров туристических фирм Ленинградской области «Особо охраняемые природные территории Волосовского района – точка роста туристской привлекательности».
Диагностика педагогического мастерства учителя проводится по трём блокам: «Профессиональный уровень деятельности учителя»: критерии оценки : - знание теоретических и практических основ предмета; - знание современных достижений в методике; - знание новых педагогических концепций; - знание теории педагогики и возрастной психологии. «Результативность профессиональной деятельности»: критерии оценки: - владение способами индивидуализации обучения; - умение активизировать познавательную деятельность учащихся; - работа по развитию у учащихся общеучебных умений и навыков; - уровень обученности учащихся. «Уровень коммуникативной культуры учителя». критерии оценки: - коммуникативные и организаторские способности; - способность к сотрудничеству с учащимися; - создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания; - готовность к сотрудничеству с коллегами; - педагогический такт; - педагогическая культура речи.
Портфолио учителя как средство мониторинга профессионального развития педагога. Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрания документов, фотографий, образцов работ. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: повышения и подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам; своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога Структура портфолио учителя: Раздел 1. Общие сведения об учителе. Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. Раздел 3. Научно – методическая деятельность. Раздел 4. Обобщение опыта. Раздел 5. Внеурочная деятельность по предмету. Раздел 6. Работа в качестве классного руководителя. Раздел 7. Учебно – материальная база. Принципы составления портфолио: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.