1 Проектирование урока на системно-деятельностной основе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Подготовка руководящих и педагогических работников к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Advertisements

1 Проектирование урока на системно-деятельностной основе.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
1 Критерии готовности образовательного учреждения к введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
1 Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия финансовые условия материально-технические условия информационно.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
«Модернизация образовательной системы начальной школы в связи с переходом на ФГОС II поколения»
Совещание с руководителями общеобразовательных учреждений 13 декабря 2010 года.
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
О подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

1 Проектирование урока на системно-деятельностной основе

«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых Доклад МакКинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»

3 Грамотность(17 лет) Грамотность (13 лет) Грамотность (9 лет) Линей- ный индекс Расходы на одного учащегося ($ 2004) Соотношение Ученики-учитель Source:National Centre for Education Statistics, NEAP, Hanushek (1998) 3. МакКинзи: уроки анализа лучших школьных систем мира

4 *входит в 20% лучших учителей ** входит в 20% худших учителей Source:Sanders & Rivers Cumulative and Residual Effects on Future Student Academic Achievement Учащийся у некачественно работающего учителя** 37 th процентиль Учащийся у качественно работающего учителя* 90 th процентиль 50 th процентиль 0 th процентиль 100 th процентиль Результаты учащихся 8лет 11 лет Два учащихся с одинаковыми результатами с одинаковыми результатами 3. МакКинзи: уроки анализа лучших школьных систем мира

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Урок как педагогическая система Урок – это целостная система, в которой выделяются три уровня: содержательно-целевой (цель содержание ) уровень педагогического инструментария и форм ( методы средства ) уровень результативности и оценки ( оценка результат) Ц С М С О Р

Основные результаты начального общего образования (Р) формирование опорной системы знаний, уни- версальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться (УУД в широком смысле) – способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)

- это полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, включая: 1)познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) Учебная деятельность – ведущая деятельность детей от 7 до 11 лет! 8 Достижение умения учиться

Ведущая деятельность как характеристика возраста (А.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин) в младенчестве – непосредственное эмоциональное общение; в раннем возрасте – предметная деятельность; в дошкольном возрасте – игра; в младшем школьном возрасте – учение; в подростковом возрасте – общение; в юношеском возрасте – профессиональное учение.

Признаки ведущей деятельности внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности (А.Н. Леонтьев); в процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются отдельные психические процессы (А.Н. Леонтьев); от ведущей деятельности зависят основные личностные новообразования ребенка (А.Н. Леонтьев); в ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка со взрослым (Д.Б. Эльконин); ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источником его психического развития (Д.Б. Эльконин).

Типичные способы постановки целей урока (Ц) через изучаемое содержание («изучить закон перестановки множителей», «изучить правило написания…»). Нет ответа на вопрос – достигнута ли цель? через деятельность учителя («ознакомить учащихся с правилом обозначения мягкости согласного на письме с помощью ь», «продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте»). Реальные результаты обучения не предусмотрены. через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика («формировать умение анализировать наблюдаемые явления»; «развивать умение выразительного чтения»,«формировать интерес…») Нет ориентиров, по которым можно судить о достижении цели. через учебную деятельность учащихся («цель урока – решение задач на встречное движение») Выпадает важнейший момент – ожидаемый результат обучения, его следствия. через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся

Урок – место, где формируется ведущая деятельность Что должно произойти на уроке? Должны формироваться все компоненты учебной деятельности! 12

Для учебной деятельности характерно: ее направляет и побуждает потребность в самоизменении, в развитии действующего субъекта; эта потребность реализуется в решении учебных задач, при котором происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания (а не разрозненных определений, фактов, формул и т.п.); решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка); учебная деятельность требует особенной формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

Учебная задача возникает, когда в ходе практического действования (понимания, мышления) обнаруживается разрыв в практическом действовании (понимании, мышлении), который может быть преодолен отыскиванием нового способа действования (понимания, мышления); отличается от любой другой задачи тем, что она направлена на получение особого результата, результат ее самоизменение; характеризуется тем, что новый способ действования (понимания, мышления) является общим способом решения целого класса конкретно- практических задач. 14

Что означает «поставить и решить учебную задачу» для ученика? 1) обнаружить свое незнание, неумение, неспособность справиться с некоторой задачей (в широком смысле этого слова); 2) понять причины собственных затруднений; 3) изменить условие решаемой задачи так, чтобы обнаружить некое существенное отношение исследуемого предмета, не учитываемое ранее при осуществлении действия; 4)зафиксировать обнаруженное существенное отношение (принцип) в общем виде (в модели); 5)исследовать свойства найденного отношения, преобразуя не сам предмет, а его модель; 6)рассмотреть разнообразные частные случаи, подходя к ним как к вариантам найденного общего способа, определяя границы применимости этого способа (для каких случаев он годится, для каких – нет); 7)обнаружить и зафиксировать, как изменились свои знания и умения в ходе решения учебной задачи.

Что означает «поставить и решить учебную задачу» для учителя? 1.осмыслить, какое новое понятие (общий способ действия) должны открыть и освоить дети; 2. разобраться в материале, на котором нужно поставить УЗ (как предлагает автор учебника поставить УЗ); 3. продумать и зафиксировать свои организационные действия – что нужно сделать для того, чтобы дети обнаружили свое незнание…); 4. реализовать свой проект в классе; 5. соотнести свой проект и его реализацию. 16

Виды учебных задач Учебная задача - направлена на нахождение общего способа решения большого круга частных задач. Конкретно-практическая задача - ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Теоретическая (олимпиадная) задача - задача, не имеющая готового формального решения. Проектная задача – через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. 17

упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; ранее сложившаяся методика проведения урока становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы; принципиальная новизна вопросов инструментально- методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных); отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемой участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов) и др. 18 Основные затруднения учителей на этапе введения ФГОС

ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению ФГОС; сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования (персонификация); сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации; дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения введения ФГОС на уровне муниципалитетов; дефицит информационно-методического и нормативно-методического обеспечения учителя к введению в ФГОС. 19 Проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС

ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению ФГОС; сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования (персонификация); сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации; дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения введения ФГОС на уровне муниципалитетов; дефицит информационно-методического и нормативно-методического обеспечения учителя к введению в ФГОС. 20 Проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС

обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС. 21 Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС

22 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

23 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.