ВОСПИТАНИЕ как Педагогика Бытия Николай Михайлович БОРЫТКО, доктор педагогических наук, профессор
Воспитание как Педагогика Бытия2 Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Цитата дня
Воспитание как Педагогика Бытия3 Воспитание это… …передача опыта от старших поколений к младшим? …передача социального опыта? КУЛЬТУРЫ …духовности, КУЛЬТУРЫ!
Воспитание как Педагогика Бытия4 Культура как педагогическая категория СУБЪЕКТ
Воспитание как Педагогика Бытия5 Три ориентира воспитания Результативный аспект Определяются обществом (закон, мораль) Регулируют поведение Оценка личности Воспитание как явление Нормы Ценности Смыслы Механизм воспитания Определяются целями Регулируют деятельность Оценка субъекта Воспитание как деятельность Специфика воспитания Определяются индивидом Регулируют общение Оценка индивидуаль- ности Воспитание как процесс
Воспитание как Педагогика Бытия6 Назначение воспитание Чтобы человек научился выстраивать комплекс своих жизненных смыслов, которые станут основой его способности добиваться жизненного успеха, стал субъектом собственной жизни
Воспитание как Педагогика Бытия7 Цель воспитания: Субъектность Активность, сознание, воля Мера свободы индивида, его гуманности, духовности, жизнетворчества Ядро культуры человека
Воспитание как Педагогика Бытия8 Субъектная позиция Система доминирующих избирательных ценностно- смысловых отношений человека к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.
Воспитание как Педагогика Бытия9 Функции субъектной позиции Обеспечивает целостность процесса индивидуально-личностного становления человека через: Самопонимание Самореализацию Самоутверждение Саморазвитие Самооценку По О. А. Мацкайловой
Воспитание как Педагогика Бытия10 Структура позиции ЦЕННОСТНЫЕ отношения Обеспечивают: самооценку, саморазвитие, механизм становления позиции СМЫСЛОВЫЕ отношения Обеспечивают: самопонимание, саморазвитие, основание субъектности НОРМАТИВНЫЕ отношения Обеспечивают: самореализацию, самоутверждение, направленность саморазвития
Воспитание как Педагогика Бытия11 Стратегия воспитания СУБЪЕКТНОСТЬ
Воспитание как Педагогика Бытия12 Парадигма образования Смыслы Ценности Нормы Традиционная Смыслы Ценности Нормы Гуманитарная
Воспитание как Педагогика Бытия13 Принципы воспитания Рефлексивности Осмысление собственного опыта, обнаружение личностных смыслов деятельности и поведения. Интерактивности Соотнесение собственных смыслов с социальными ценностями, формирование ценностных ориентиров. Проективности Развитие самосознания, утверждение позиции в деятельности и поведении.
Воспитание как Педагогика Бытия14 Гуманитарность воспитания Механистическое пониманиеГуманитарное понимание Представление о педагогическом взаимодействии как о линейном бескризисном процессе абсолютно лишено каких-либо объективных оснований Передача и усвоение, накопление или формирование опыта индивида Линейный непрерывный процесс Количественные методы оценки его результатов. Самостановление во взаимодействии с окружением Нелинейный, неоднородный процесс Качественные преобразования способности продуктивно осуществлять себя, воспринимать мир
Воспитание как Педагогика Бытия15 Кризисы и помощь Кризисность атрибутивный признак процесса субъектного становления человека. Человек должен быть готов встретить и преодолеть эти кризисы. Развитие человека в преодолении кризисов и затруднений. На закономерном характере кризисов саморазвития строится гуманитарно-целостный подход в воспитании. Помощь в преодолении кризисов основа содержания воспитания.
Воспитание как Педагогика Бытия16 Педагогическое затруднение Субъективная реакция на ситуацию. Внутреннее препятствие, проблема, помеха. Остановка в развитии. Требует преодоления недостатка способностей для разрешения задачи.
Воспитание как Педагогика Бытия17 Педагогическая помощь...чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями...помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды...может осуществляться в стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения.
Воспитание как Педагогика Бытия18 Педагогическое руководство Помощь в преодолении затруднений, когда воспитатель берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника. Метод стимулирования (поощрение, наказание) Метод требования (прямого, косвенного)
Воспитание как Педагогика Бытия19 Педагогическая поддержка Совместное с воспитанником определение его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию Метод упражнения Метод социальных проб Метод соревнования Метод проектов
Воспитание как Педагогика Бытия20 Педагогическое сопровождение Создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Метод понимания Метод драматизации Метод убеждения Метод внушения Метод примера
Воспитание как Педагогика Бытия21 Выбор стратегии помощи Сопровождение отличается непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых случаях даже нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Поддержка эпизодична, адресна (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предполагает бóльшую инициативу педагога в оказании помощи. Руководство целесообразно лишь в экстренных случаях, поскольку длительное приверженность педагога данной стратегии может привести к потере инициативности воспитанником.
Воспитание как Педагогика Бытия22 Комплексные методы Метод воспитывающих ситуаций (организации деятельности и поведения в специально созданных условиях) когда воспитанник сам решает какую-либо проблему, а педагог создает лишь условия для ее разрешения. Метод решения нравственных дилемм (Л. Кольберг) выявляются и формируются духовно-ценностные отношения воспитанника, понимание того, что никто не имеет монополии на истину, каждый лишь имеет равное право на собственное мнение. Метод консультирования для оказания помощи в обнаружении смысла, ориентации воспитанника в моральных нормах и социокультурных ценностях, в проектировании своего поведения, деятельности и отношений.
Воспитание как Педагогика Бытия23 Фазы воспитательного взаимодействия 1. Рефлексивная обращение к опыту, поиск смыслов деятельности 2. Ценностная (или теоретическая) сопоставление смыслов с системным знанием, оформление смыслов в ценности 3. Проективная самореализация и самоутверждение в деятельности (или в ее проектировании)
Воспитание как Педагогика Бытия24 1. Рефлексивная фаза Системный анализ, обращение к смыслам своей деятельности, понимание своей самости как позиции, достижение внутреннего согласия
Воспитание как Педагогика Бытия25 2. Ценностная фаза Оформление смыслов деятельности в процессе системного моделирования в индивидуальные ценности и применение позиции как инструмента понимания мира, закономерностей деятельности и поведения
Воспитание как Педагогика Бытия26 3. Проективная фаза Позиция человека как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным основанием гуманитаризации его деятельности и поведения
Воспитание как Педагогика Бытия27 воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека; … Специфика воспитания как Педагогики Бытия
Воспитание как Педагогика Бытия28 … воспитательный процесс это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде; … Специфика воспитания как Педагогики Бытия
Воспитание как Педагогика Бытия29 … механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; … Специфика воспитания как Педагогики Бытия
Воспитание как Педагогика Бытия30 … ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов. Специфика воспитания как Педагогики Бытия
Воспитание как Педагогика Бытия31 качественные изменения человека; возрастание его субъектности; ценностно-смысловой характер; диалогизм как со-изменение. Специфика воспитания как Педагогики Бытия
БОРЫТКО Николай Михайлович Доктор педагогических наук, профессор Обращаться: