Психологическое обеспечение исследовательской и проектной деятельности учащихся Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор, заведующий кафедры психологии образования МПГУ, гл. редактор журнала «Исследователь/Researcher»
Исследование – базовое, универсальное стремление к познанию окружающего мира, других, самого себя…
Проект – реализация замысла в действительности
Психологические обеспечение понимание природы деятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей развития; построение продуктивных форм коммуникации; удержание психолого- педагогических смыслов исследовательской и проектной деятельности в образовании
исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение 1. Биологические основания
Спонтанная активность Формы проявления Сенсорное реагирование Манипулятивная активность Исследовательское поведение Имитационное поведение Движущие факторы Внешние раздражители Нарушение гомеостаза
Любознательность и любопытство
2. Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности
3. Внутренняя позиция (исследовательская позиция)– развитая в ходе жизнедеятельности способность личности искать и осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к миру, к другим, к самому себе
Смена парадигмы образования Знаниевая парадигма Деятельностная парадигма опора на память и воспроизводство; базирование на строго определенном наборе знаний; основной способ трансляции – монологические формы и разобщенная деятельность опора на мышление, способности и производство; базирование на идее незавершенность знания; основной способ трансляции – диалогические формы и совместная деятельность
От развития к саморазвитию учение (освоение культурных образцов, существующих знаний, концептуальных позиций) практика (приобретение навыков, способов деятельности) исследование (выход на субъектную позиция по отношению к действительности)
Учебно-исследовательская деятельность: творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также или расширение мировоззрения
С чего начинается исследование? Наблюдение Действие Удивление Непонимание Сомнение Затруднение Сравнение Размышление Обсуждение Интерес
С чего начинается проект? идея образ желаемого результата осознание недостаточности понимание цели соотнесение потребности и возможностей
Исследовательские способности: видеть проблемы; выстраивать версии; вырабатывать гипотезы; наблюдать; искать и вычленять нужную информацию; проводить эксперименты; анализировать полученные сведения; обобщать и формулировать выводы; транслировать знания; рефлексировать путь познания.
Оценка потенциалов и талантов (по А.М. Матюшкину) Исследовательский талант 1.Стремится понять причины явлений и событий, происходящих в окружающем мире; нравится экспериментировать с различными предметами, конструкторами и материалами 2.Легко понимает и использует абстрактные символы и понятия 3.Формулирует собственные идеи, гипотезы, теории. Использует схемы, графики, эскизы и т.п. 4.Не унывает, если его идея не поддержана взрослыми 5.Выражает мысли ясно и точно
Алгоритм деятельности: ориентировка проблематизация оспособление планирование эмпирия анализ презентация рефлексия
Значение инициативы Инициатива – от латинского initium начало, почин, упреждение; способность человека или общности людей к самостоятельной, независимой деятельности; основа самостоятельной деятельности; противоположна, по своей сути, пассивной исполнительности как четкой подчиненности внешне заданной норме; основа новаторства, дает преимущества в ситуации конкуренции или противоборства; в военной терминологии – «упреждения действий противника или принятие решения без указания начальства, но сообразно обстановке»
Источник инициативы пространство предмет другой человек я сам
Педагогическая инициатива Провокация Пример Соучастие Содействие Поддержка Запрос Задание Инструкция Директива Контроль Присмотр Приказ
Сила инициативы
Инициатива и норма По норме Выше нормы Против нормы Вне нормы
Знать: на что, как, когда, где, зачем Смотреть и видеть – не одно и то же! Смотрят все зрячие, а видят те, кто пытаются вникнуть в суть явления
Становление субъектности в деятельности Созидание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других») Осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю зачем я действую») Способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам») Самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам») Потребность в самостоятельности действий («Я хочу сам»)
Учет особенностей развития исследовательской или проектной деятельности Психологические (психологический потенциал, возрастная норма, природа деятельностного развития) Социальные (ступень образования, требования среды, нормы деятельности) Индивидуальные (задатки, способности, опыт деятельности, внутренняя позиция)
У У У ИДУ Траектория сопровождения ИД У У У ИДУ
Психолого-педагогическое обеспечение