Социальное действие и поведение 1.Активность и деятельность 2.Поведение и свобода действий. 3.Иерархия потребностей 4.Мотивы и мотивация 5.Ценностное ядро личности 6.Самооценка и самоуважение 7.Рассогласование сознания и действий. Защитные механизмы.
1. Активность и деятельность Активность – присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду рефлексы инстинктивное поведение научение деятельность таксисы
Деятельность - совокупность взаимосвязанных, направленных на достижение и побуждаемых действий цели потребностями.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого действия. Действие – единица деятельности, процесс направленный на достижение цели. Отдельное движение – элемент действия.
Компоненты деятельности объект методы и средства цель процесс Результат! субъект мотив Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Виды деятельности, в которое включается каждый человек в процессе индивидуального развития
Игра как вид деятельности условность ситуации; использование «замещающих предметов»; нацеленность на удовлетворение интереса участников; способствует развитию личности, вооружает необходимыми навыками.
Учение Цель – приобретение знаний, умений, навыков. организованное неорганизованное
- вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Труд Целесообразность; Нацеленность на достижение запрограммированных результатов; Наличие умений, мастерства; Практическая полезность; Наличие результата; Преобразование внешней среды обитания человека.
Классификация деятельности по объектам и результатам
Классификация деятельности по субъекту
Классификация деятельности по характеру
Характерные черты творчества Порождается нечто новое, никогда ранее не существовавшее как самостоятельная деятельность как компонент какой-либо деятельности
Механизмы творчества комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний; воображение; фантазия; интуиция.
Отличия деятельности человека от активности животных критерий Отношение к природе Воздействие на среду Характер Основание
Домашнее задание §§ 17, 18, 19, 20. с , задания Карта темы «Деятельность»
2. Поведение и мотивация Поведение – совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Поведение – внешняя форма проявления деятельности. Поведение – непосредственно наблюдаемая деятельность. Элементы социального поведения потребности мотивация ожидания ПОСТУПОК
Свобода действий определяемый извне диапазон вариаций человеческих актов
3. Иерархия потребностей Абрахам Маслоу ( ) Потребность – состояние живого существа, выражающее зависимость от того, что составляет условия его существования
Динамика потребностей Что приводит потребности в движение? сила воздействия физиологические экзистенциальные социальные престижные духовные Принцип иерархии потребностей. Реальный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения.
Динамика потребностей Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие – в неодинаковой. Высшие потребности сильнее дифференцируют людей, нежели низшие. Где начинаются высшие потребности, там собственно начинается личность. Двунаправленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их содержание. Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей.
4. Мотивы и мотивация Мотив – любая побудительная сила поведения, скрытая внутри нас. Мотив несет в себе осмысленность. Действие мотивировано, если оно имеет субъективный смысл.
Мотивы и мотивация Мотив- разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребность – ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.
5. Ценностное ядро личности. Ценности – те объекты, которые удовлетворяют потребности человека. Регулируют социальные отношения Нормы- обеспечивают целостность общества Служат мотивами поведения
Ценностное ядро личности. Оценка себя в сравнении с другими Стремление к самореализации Стремление к социальному признанию и одобрению
Ценностное ядро личности. ДВЕ ШКАЛЫ ЦЕННОСТЕЙ ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ шкала ценностей свобода выбора самореализация воля ЯдроличностиЯдроличности
6. Самооценка и самоуважение Самооценка – элемент самосознания, сравнение своих качеств- способностей, социального положения, успеха, привлекательности, морального облика с качествами других людей. Субъективная шкала Объективная шкала Позитивное расхождение Негативное расхождение Повышение самооценки Стимулирование сотрудничества Толчок к саморазвитию Понижение самооценки противодействие Торможение развития личности
Самоуважение Шкала субъективной оценки Шкала объективной оценки Индивидуальная шкала ценностей Общественная шкала ценностей Самоуважение – осознание себя в качестве личности, человека, у которого индивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с общественной.
7. Рассогласование сознания и действий. Несовпадение содержания сознания и поступков Неадекватно осознаем желания Неадекватно вербализуем желания Неадекватно воплощаем в поступках и действиях Интериоризация ценностей Демонстративное поведение Мотивы Потребности и нравственные убеждения
Защитные механизмы Люди лучше запоминают те оценки своих качеств, которые совпадают с их самооценкой. Репрессия Регрессия Формирование противоположной реакции Проекция Вымещение Рационализация Успех человек приписывает своим достоинствам, неудачу – обстоятельствам.
Домашнее задание 1.Подготовка к зачету: «Личность, индивидуальность, деятельность». 2. План ответа по теме «Потребности и псевдопотребности», письменно.