ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
Advertisements

Деятельность человека, ее основные виды Содержательная линия «Человек»
Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
Межличностные отношения и общение. 1. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения. 2. Виды и функции общения. 3. Средства общения.
ОБЩЕНИЕ 1.Общение как обмен информацией 2.Общение как взаимодействие 3.Общение как понимание.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
Межличностные понимания. В нем участвуют небольшое число людей чаще 2-3 человека.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ – СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСТУПАЮЩИЙ, КАК : взаимодействие людей ; вид самостоятельной человеческой деятельности ; атрибут.
Механизмы образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями: «идентификация», «эмпатия», «рефлексия»
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. Социальное восприятие Особенности социального восприятия активность целостность мотивированность.
Выполнила: студентка 44 группы Специальность «Лечебное дело» Александрова Любовь Александровна Гай 2018.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Тема 21. Психика, поведение и деятельность Важнейшая функция психики – регуляция - управление поведением и деятельностью живого существа.
Понятие общения. Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Транксрипт:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.

Цель: сформировать представление о деятельности и общении

Изучив данную тему студент должен: раскрыть взаимосвязь личности и деятельности; охарактеризовать сущность и структурные компоненты деятельности и общения; назвать виды деятельности и дать им характеристику; охарактеризовать приемы повышения эффективности общения.

Основные вопросы: 1. Психологическая сущность деятельности 2. Структура деятельности 3. Особенности деятельности людей 4. Психологическая теория деятельности 5. Деятельность и общение личности

Основные понятия: деятельность, действие, игра, труд, учение, общение.

Психологическая сущность деятельности Вопрос 1.

Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Под деятельностью понимают внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую) активность человека, порождаемую его потребностями и направленную на преобразование самого себя и окружающего мира.

Характеристики деятельности человека предметностьсубъектность

Основные виды человеческой деятельности Игра - - деятельность направленная на усвоение общественного опыта Учение процесс систематического овладения ЗУН необходимыми для выполнения деятельности Труд -деятельность направленная на создание материальных и духовных ценностей практическое исследовательское импульсивное поведение речевое доречевое общение Предыстория деятельности

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вопрос 2.

Структура деятельности Деятельность мотивыцели Способы и приемы (действия) близкие, дальние личные, общественные близкие, дальние личные, общественные внешние, предметные внутренние, умственные интериоризация экстериоризация 123,4,5 операции

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вопрос 3.

Особенности деятельность людей Общественный характер Плановость Систематич- ность Целенаправлен- ность Активность

Психологические особенности действий и деятельности Деятельность особенности Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс. Действия человека предметны

Психологические особенности действий и деятельности Деятельность особенности Действие включает в качестве необходимого акт сознания. Действие – это одновременно акт поведения. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности

Носит инстинктивно-биологический характер Носит инстинктивно-биологический характер Осуществляется вне общества, вне совместной деятельности Осуществляется вне общества, вне совместной деятельности Животные руководствуются наглядными впечатлениями Животные руководствуются наглядными впечатлениями Является типичными, наследственно закрепленными программами поведения Является типичными, наследственно закрепленными программами поведения Задатки орудийной деятельности животных не создают никаких новых операций Задатки орудийной деятельности животных не создают никаких новых операций Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность) Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность) Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности (предметность) Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности (предметность) Человек абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними Человек абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними В деятельности человека осуществляется передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков) В деятельности человека осуществляется передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков) В деятельности человека осуществляется изготовление орудий труда В деятельности человека осуществляется изготовление орудий труда «Деятельность» животных Деятельность человека Важнейшие особенности

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вопрос 4.

Принципы психологической теории деятельности Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в Деятельности субъекта. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства поведения и сознания. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). Действия человека предметны, они реализуют социально-производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой Деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

ОБЩЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА Вопрос 5.

Общение процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя: Общение процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией (коммуникацию) обмен информацией (коммуникацию) выработку единой стратегии взаимодействия (интеракцию) выработку единой стратегии взаимодействия (интеракцию) восприятие и понимание друг друга (перцепцию) восприятие и понимание друг друга (перцепцию)

Функции общения контактная эмотивная информационная понимания побудительная влияния координационная установление отношений По количеству участников межличностное групповое По способу общения вербальное невербальное По положению общающихся контактное дистантное По условиям общения официальное неофициальное По задачам установочное информационное Виды общения

потребности, интересы, цели результат Компоненты общения способы средствасубъекты Структура общения - совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения Структура общения - совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения

КоммуникацияИнтеракция Перцепция Структура общения

Общение как коммуникация вербальноеневербальное устное письменное Мимика Язык тела Голос Общение как коммуникация вербальноеневербальное

Передача информации Голос 38% Слова 7% Язык Тела 55% Невербальная коммуникация Вербальная коммуникация

Кооперация предполагает объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей Конкуренция характеризуется достижением целей в условиях противоборства с другими людьми, добивающимися достижения этих же целей Взаимодействие как аспект общения Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит Изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний

Перцептивная сторона общения Перцепция Процесс восприятия, способствующий Взаимопониманию участников общения

познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция) познание самого себя в процессе общения (рефлексия) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция) Осознание человеком себя посредством механизмов перцепции

Познание и понимание людьми друг друга Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению Эмпатия способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, Принять его со всеми его мыслями и чувствами Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

Познание самого себя в процессе общения Рефлексия- осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

Прогнозирование поведения партнера по общению Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта) Модель процесса атрибуции

установки, оценки, убеждения «эффект последней информации» эффект «первичности» эффект «проецирования» эффект «ореола» преждевременные заключения стереотипы Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей

Контрольные вопросы 1.Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете?