Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап ( ) – аналитико – диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование. 2 этап ( ) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, корректировка методов и средств достижения поставленных задач. 3 этап ( ) – аналитико – обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.
Диапазон опыта Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей Совместную деятельность взрослых и детей Свободную самостоятельную деятельность детей
Цель реализуется путём решения нескольких задач: 1. Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях; 2. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях; 3. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения; 4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность; 5. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения; 6. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения во всех видах образовательной деятельности (физкультурно- оздоровительной, музыкально- художественной, коммуникативной, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса. В опыте показан путь адаптации федеральной программы « Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения.
коммуникативной познавательно- исследовательской продуктивной трудовой физкультурно- оздоровительной музыкально - художественной игровой
Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
В результате опыта была подтверждена гипотеза: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста, возможно при выполнении следующих условий: Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности; Разработке системы воспитания и обучения для детей; Определение условий организации образовательной среды в МДОУ; Использование различных форм и методов работы в тесном взаимодействие детского сада и семьи.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует: Формированию чувства безопасности у детей; Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека; Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми; Закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту; Предупреждению детского травматизма; Развитию самостоятельности и ответственности.
Спасибо за внимание