Духовный мир человека Духовный мир личности (микрокосм человека) целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой: Вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек Духовные потребности в познавании окружающего мира Совокупность представлений человека об окружающем мире Знания о природе, обществе, человеке, самом себе Убеждения, определяющие человеческую деятельность Цели, которые человек сознательно ставит Перед собой Чувства и эмоции
Становление духовного мира зависит от полученных знаний эмоций осознания человеком своего места в мире
Духовная деятельность Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Духовная деятельность Познавательная (получение знаний) Прогностическая (выдвижение предположений о будущем) Ценностно- ориентировочная (отношение к окружающим явлениям)
Духовная сфера жизни общества Охватывает различные формы и уровни общественного сознания: Искусство Мораль Право Религия Элементы духовной сферы Наука
Культура (узкий смысл) Культура - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Культура (широкий смысл) Культура - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности.
Культура духовная материальная Производство и освоение предметов материального мира: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Образование Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно- познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов: Семья Школа Средства массовой информации. обучение самообразование
Образование Цель образования: приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации ретрансляция и сохранение ее культурного достояния
Тенденции в развитии образования Общедоступность образования Рост продолжительности образования Непрерывность образования Гуманизация образования Гуманитаризация образования Интернационализация процесса образования Компьютеризация процесса образования
Реальность Объективная реальность Субъективная реальность
Объективная реальность – весь материальный мир в целом, существующий вне сознания человека и характеризующийся свойствами пространства, времени, движения. Реальность
Субъективная реальность - совокупность идеальных явлений, сотворенных сознанием и существующих в человеческом сознании (мысли, понятия, суждения) откладываемый и накапливаемый в сознании продукт, который возникает в результате активного освоения объективной действительности, ее отражения в познавательном отношении. Реальность
Общение Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности. Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия, деятельность, сознательно ориентированная на смысловое восприятие другими людьми.
Общение и деятельность 1. Общение = деятельность 2. Общение – условие или свойство деятельности 3. Общение и деятельность равноправны
Три стороны общения Интерактивная сторона Перцептивная сторона Коммуникатив- ная сторона обмен действиями обмен информацией восприятие собеседника
Средства общения Знаковая система Средства общенияВербальныеРечьНевербальные -Оптико-кинетическая -Паралингвитическая -Пространство и время -Визуальный контакт
Средства общения Вербальные средства Внутренняя речь Внешняя речь УстнаяПисьменная
Средства общения Невербальные средства: Знаковые системы Сигналы Внешний облик Тактильно-мышечная чувствительность Произведения искусства Обмен предметами Жесты
Практика. Что это значит?
Средства общения Основные элементы невербалики Язык телаОсознанныйНеосознанный Манера говорить
Средства общения
Виды общения По времени: Кратковременное Длительное По направленности: Прямое Опосредованное По связям: Личное Деловое По результатам: Законченное Незаконченное По субъектам: Межличностное Групповое
Формы общения МонологДиалогПолилогОбмен репликами
Коммуникативный процесс Коммуникатор Реципиент Кто? – Коммуникатор Что? – Сообщение Как? – Канал Кому? – Аудитория С каким эффектом? – Эффективность
Роли Берна Родитель Ребенок Взрослый Поддерживает Критикует Естественный Бунтующий Адаптирующийся Самостоятельный Ответственный есть в каждом человеке тип поведения в зависимости от ситуации
Цели и функции общения 1. Обслуживание деятельности 2. Общение как самоцель 3. Приобщение к опыту, ценностям Цель общения – удовлетворение потребностей: Социальных Культурных Творческих Познавательных Эстетических
Условия коммуникации Релевантность предмета коммуникации для обоих субъектов Изменение отношений Общая система кодификации и декодификации
Пойми меня
Хорошего вечера!