Механизмы реализации регионального инновационного проекта «Введение ФГОС ООО» Начальник отдела инновационных проектов Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности ГОБУ ВПО ВО «ВИИС» И.И. Бабкина Москва июнь 2013
2 22 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность требований
Компоненты разделов ООП ООО Целевой раздел: пояснительная записка, планируемые результаты освоения ООП, система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Содержательный раздел: программа развития УУД, программа отдельных учебных курсов и предметов, программа воспитания и социализации, программа коррекционной работы Организационный раздел: учебный план; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта Программы отдельных учебных курсов, предметов -выделение метапредметных знаний и умений, выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности (в тематическом планировании), способов организации учебной деятельности и сотрудничества, коммуникативной, творческой, художественно-эстетической, познавательной деятельности учащихся
Компоненты ООПОбязательная частьЧасть, формируемая участниками ОП Планируемые результаты Уточняет и конкретизирует. Общее понимание личностных, метапредметных, предметных результатов Передает специфику ОО (конкретизирует в соответствии с УМК, региональными и др. особенностями) Учебный планОпределяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) Включает время, отводимое на данную часть в пределах максимально допустимой недельной нагрузки и внеурочную деятельность
Программа формирования УУД Содержит описание ценностных ориентиров содержания образования, описывает связь УУД с содержанием учебных предметов Обеспечивает преемственность формирования и развития УУД; уточняет характеристики и типовые задачи формирования УУД Программы отдельных учебных предметов Обеспечивает достижение планируемых результатов, определяет структуру программ отдельных учебных курсов Определяет программы учебных курсов из части, формируемой участниками ОП Система оценки достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Обеспечивает комплексный подход к оценке результатов, предусматривает оценку деятельности ОО, позволяет осуществить оценку динамики учебных достижений Предусматривает использование разнообразных методов и форм оценки, обеспечивает оценку планируемых результатов в части, формируемой участниками ОП
Изменение подходов к конструированию учебного плана Урочные формы Неурочные формы Внеурочная деятельность 10 часов 30% 70% Ключевые задачи Разработка эффективной модели организации образовательного процесса Основная часть учебного плана Разработка ООП и рабочих программ с учетом новых подходов Разработка действенных механизмов реализации модели организации ОП
Неаудиторная занятость (на основе примерного положения) Виды Экскурсии Конкурсы Олимпиады Соревнования Семинары Конференции Индивидуальные занятия Консультации Репетиции и выступления Исследовательские практики Проекты Х
Образовательный процесс есть - - незначительное количество учебных часов, отведённых на неурочные формы занятий в рабочих программах - расписание занятий не учитывает индивидуальные потребности детей - количество часов внеурочной деятельности не соответствует рекомендациям - не прослеживается взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности - учебные планы (программы учебных предметов, курсов) ориентированы в основном на достижение предметных результатов Риски формализации процесса Иллюзия введения ФГОС Учебный план и рабочие программы Режим дня …. Что надо менять?... Директор и… Подходы к организации занятий
Расписание, в рамках которого возможно предусмотреть организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся при включении их в различные групповые, разновозрастные виды деятельности Положение об организации домашней работы обучающихся, включающее в себя определение ее основных целей (общие для ряда или всех учебных предметов) и рекомендации для учителей по использованию ресурсов времени Рекомендации (положения, инструкции, приказы) для педагогических работников по организации внеурочной деятельности, неаудиторной занятости, неурочных форм деятельности Рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости, промежуточного и итогового контроля освоения ООП Пакет документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, исследовательской деятельности
Развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности Основная педагогическая задача: Организация условий, инициирующих детское действие Основные вопросы: Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
Деятельностная парадигма образования В образовательном процессе –овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом В оценивании - способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач
Свободный доступ к информационно- образовательным ресурсам Дистанционное обучение Режим «полного учебного дня» (для I, II ступени) Проектирование, конструирование, исследование, экспериментирован ие Внеурочная деятельность Новый урок Реализация индивидуальных образовательных планов обучающихся (ИОП) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Спасибо за внимание!