Политика и процедуры участия гражданского общества в программах и проектах ГЭФПрезентация Сети НПО ГЭФ Совещание РСГС, апрель – май 2013 года
Содержание Гражданское общество как основная заинтересованная сторона в деятельности ГЭФ Выгоды от участия ОГО в проектах ГЭФ Возможные формы участия ОГО в проектах ГЭФ Сеть НПО ГЭФ Политика ГЭФ по обеспечению участия гражданского общества Ресурсы/механизмы по поддержке участия ОГО в проектном цикле Дискуссионные группы
Гражданское общество как основная заинтересованная сторона в деятельности ГЭФ Играет важную роль хранителя природных ресурсов и окружающей среды Прямой получатель выгод от рационального природопользования Напрямую испытывает последствия нерационального природопользования Может внести серьезный вклад в сохранение глобальных экологических благ и обеспечение устойчивости программ ГЭФ Таким образом, гражданское общество должно стать одним из основных партнеров в деятельности по эффективному осуществлению и обеспечению долгосрочной устойчивости работы ГЭФ
Выгоды от участия ОГО в проектах и программах ГЭФ Содействие заинтересованному участию стран в реализации проектов Обеспечение надлежащего удовлетворения потребностей затронутых местных сообществ Повышение качества проектных решений Установление связей между местными сообществами, ОГО и органами управления Содействие укреплению потенциала организаций гражданского общества
Возможные формы участия ОГО в проектах ГЭФ Исполнители проекта (ПМГ, ПСР, ПРП) Партнеры или поставщики услуг по проекту Советники/члены руководящего комитета проекта Целевые группы проекта Мониторинг и оценка
Сеть НПО ГЭФ Образована в 1995 году с целью содействия участию ОГО в управлении ГЭФ Более 500 активных членов в 16 регионах Содействует участию гражданского общества в выработке и осуществлении политики ГЭФ Организует консультации с гражданским обществом и вносит предложения по каждому пункту повестки дня Совета ГЭФ Осуществляет контроль и обеспечивает наращивание потенциала на региональном и национальном уровнях для содействия участию ОГО в деятельности ГЭФ
Политика ГЭФ по установлению минимальных стандартов экологической и социальной безопасности для учреждений ГЭФ Принята ГЭФ в 2011 году Цель: предотвращение и смягчение любых непредвиденных неблагоприятных воздействий на человека и окружающую среду, которые могут возникнуть в результате операций ГЭФ Включает критерии по семи стандартам безопасности: 1) оценка экологических и социальных воздействий; 2) природные среды обитания; 3) принудительное переселение; 4) коренные народы; 5) борьба с вредителями; 6) ресурсы материальной культуры; 7) безопасность плотин Включает специальный стандарт по отчетности и механизмам подачи и рассмотрения жалоб
Политика ГЭФ по включению гендерной проблематики в основную деятельность Принята ГЭФ в 2011 году С целью повышения активности ГЭФ и его учреждений в обеспечении гендерного равенства в рамках операций Фонда Стимулирует ГЭФ и его учреждения к включению в операции Фонда гендерной проблематики, в том числе проведению анализа и принятию мер по учету в рамках проектов ГЭФ конкретных нужд и роли женщин и мужчин применительно к каждому проводимому мероприятию
Принципы и руководящие правила ГЭФ по взаимодействию с коренными народами Приняты ГЭФ в 2012 году Признание коренных народов заинтересованными сторонами, партнерами и обладателями прав Признание ДООНПКН и содействие реализации ее положений [более подробно представлены в отдельной презентации]
Политика ГЭФ по вопросам участия общественности Принята ГЭФ в 1996 году Активное привлечение общественности к участию играет решающую роль в успешном осуществлении проектов, финансируемых ГЭФ При надлежащем осуществлении участие общественности способствует повышению эффективности и усилению воздействия проектов за счет следующих факторов : повышение заинтересованности страны-получателя в результатах проекта и ответственности за них удовлетворение социальных и экономических потребностей затронутого населения создание партнерств с участием учреждений – исполнителей проекта и заинтересованных сторон использование навыков, опыта и знаний, в частности, неправительственных организаций (НПО), местных сообществ, местных организаций и частного сектора в разработке, осуществлении и оценке деятельности по проекту
Политика ГЭФ по вопросам участия общественностиОсновные принципы Деятельность по привлечению общественности к участию должна быть организована так, чтобы способствовать экологической, финансовой и социальной устойчивости проектов В соответствующих случаях проекты должны быть направлены на удовлетворение социальных, культурных и экономических потребностей населения, затронутого проектами, финансируемыми ГЭФ Ответственность за обеспечение участия общественности лежит на стране, которой учреждения ГЭФ оказывают поддержку Деятельность по привлечению общественности должна проводиться на основе прозрачности и открытости Все финансируемые ГЭФ проекты должны иметь полную документацию о деятельности по привлечению общественности Прозрачность должна обеспечиваться при подготовке, проведении, представлении отчетности и оценке деятельности по привлечению общественности в рамках всех проектов
Осуществление Согласно текущей политике обязанностью Секретариата ГЭФ является следующее: установление руководящих принципов оценки эффективности деятельности по привлечению общественности к составлению плана разработки и осуществления проекта проведение мониторинга и оценки результатов участия общественности с точки зрения улучшения проектов содействие обмену передовым опытом изыскание новых путей повышения роли НПО в деятельности по подготовке и осуществлению проекта обеспечение финансирования для правительств, учреждений- исполнителей и, в соответствующих случаях, ОГО на цели содействия привлечению общественности
Учреждения ГЭФ Согласно текущей политике обязанностью Секретариата ГЭФ является оказание странам поддержки по следующим направлениям: привлечение заинтересованных сторон на самом раннем этапе подбора проекта и на протяжении всего период его разработки, осуществления и оценки предоставление соответствующей своевременной и доступной информации максимально возможному числу заинтересованных сторон предоставление финансовой и технической помощи, необходимой правительствам-получателям и учреждениям, осуществляющим проект, для обеспечения активного участия общественности содействие широким, а также ориентированным на конкретные проекты консультациям, в особенности на местном или субрегиональном уровне содействие участию групп заинтересованных сторон на протяжении всего проектного цикла. Такое содействие включает в себя деятельность по повышению уровня осведомленности и укреплению потенциала разработка руководящих принципов привлечения общественности к участию в ее собственных проектах, финансируемых ГЭФ
Необходимость обновления Рамки текущей политики ограниченны, она не обеспечивает необходимых руководящих указаний С 1996 года произошло много изменений в ГЭФ и стандартах участия ГЭФ принял много других соответствующих стратегий и руководящих принципов, таких, например, как гендерная проблематика, минимальные стандарты экологических и социальных гарантий, взаимодействие с коренными народами и т. д. Из-за увеличения числа учреждений увеличивается потребность в дополнительных руководящих указаниях
Предварительно выявленные пробелы в текущей политике ОГО в качестве одного из основных партнеров по осуществлению программ и совместному финансированию Разработка программ, предусматривающих участие ОГО Привлечение ОГО к участию в процессе составления национального портфеля и заседаниях РСГС Планы участия заинтересованных сторон в проектах и программах Доступ ОГО к ресурсам Открытый доступ к информации
Необходимость пересмотра и обновления политики ГЭФ по вопросам привлечения общественности к участию Действующая с 1996 года политика ГЭФ по вопросам привлечения общественности к участию нуждается в пересмотре и обновлении с целью повышения эффективности ее осуществления и введения новых концепций и практических методов обеспечения участия общественности Необходимо разработать конкретные руководящие принципы реализации политики
Предлагаемый процесс разработки руководящих принципов по вопросам привлечения общественности к участию Достигнута договоренность о проведении в 2013–2014 годах, при участии заинтересованных сторон, пересмотра политики по вопросам привлечения общественности к участию для ее утверждения Советом ГЭФ в июне 2014 года. Процесс пересмотра будет включать: 1.Обзор опыта и извлеченных уроков по использованию передовой практики участия ОГО в проектах ГЭФ. 2.Сбор информации о политике и практике учреждений ГЭФ. 3.Получение отзывов от основных заинтересованных сторон в рамках РСГС и других совещаний. 4.Разработка дальнейших руководящих указаний. 5.Изменение политики в случае необходимости.
Другие ресурсы/механизмы для поддержания взаимодействия ОГО и ГЭФ На уровне странового планирования и посредством национальных диалогов На субрегиональных совещаниях РСГС На уровне Секретариата ГЭФ На уровне учреждений ГЭФ
На уровне странового планирования На ежегодных совещаниях с ОГО оперативные координационные центры ГЭФ должны запрашивать их предложения Следует приглашать ОГО к участию в национальных диалогах и к определению национальных портфелей, с тем чтобы они могли предлагать идеи для потенциальных проектов или программ ОГО могут предложить принципы планирования участия заинтересованных сторон в разработке проекта ОГО могут предоставлять услуги по осуществлению проектов или их отдельных компонентов на основе своих знаний, опыта и технического потенциала
На субрегиональном уровне ОГО из каждой страны приглашаются на Расширенные семинары на уровне группы стран (РСГС) для ознакомления с новыми стратегиями, мерами политики и процедурами ГЭФ, а также для обсуждения приоритетных вопросов и обмена извлеченными уроками и опытом
На уровне Секретариата ГЭФ Участие в проводимом раз в два года консультационном совещании ГЭФ-ОГО и заседании Совета ГЭФ, в Ассамблее ГЭФ, мероприятиях по пополнению средств ГЭФ и совещаниях по вопросам осуществления конвенций Содействие процессу выработки международной политики ГЭФ Участие в этих совещаниях ГЭФ координируется Сетью НПО ГЭФ – независимой глобальной сетью, членами которой являются примерно 500 НПО
На уровне учреждений ГЭФ Участие в семинарах для заинтересованных сторон на этапе идентификации проекта и на протяжении всего периода его разработки, осуществления и оценки Участие в широких, а также ориентированных на конкретные проекты консультациях, в особенности на местном или субрегиональном уровне Извлечение пользы из деятельности по повышению уровня осведомленности и укреплению потенциала
Темы для дискуссионных групп Группа 1 – участие ОГО в деятельности в соответствующих странах 4 "круглых стола" Группа 2 – отзывы в отношении осуществления политики по вопросам привлечения общественности 4 "круглых стола"
Группа 1 – участие ОГО в деятельности в соответствующих странах/ по соответствующим темам В чем состоит текущая политика/практика, содействующая участию ОГО в осуществлении конвенций по проблемам глобальной окружающей среды в вашей стране/вашем регионе? В чем состоят возможности и ограничения для участия ОГО в программах ГЭФ? Представьте информацию о некоторых достижениях/уроках, извлеченных из опыта участия ОГО в программах ГЭФ.
Группа 2 – отзывы в отношении осуществления политики по вопросам привлечения общественности к участию Ознакомлены ли УОП, учреждения ГЭФ или ОГО, действующие в соответствующих странах, с политикой по вопросам привлечения общественности к участию и применяется ли она при разработке и осуществлении связанных с ГЭФ программ и проектов? Соответствует ли текущая политика задаче привлечения ОГО к участию? Осуществляется ли она на практике? Обеспечивает ли эта политика необходимые руководящие указания, способствующие осуществлению проектов, или необходимы дополнительные указания, и если необходимы, то по каким вопросам? Какие еще шаги следует предпринять для усиления или содействия осуществлению политики по вопросам привлечения общественности к участию?