ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Министерство образования Пермского края Дмитрий Николаевич Жадаев консультант отдела содержания образования Министерства образования Пермского края
Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гипокинезия школьников
Динамика показателей общей заболеваемости детского населения Пермского края от 0 до 14 лет (на 1000 детского населения) По данным Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю
Первичнойзаболеваемости Общейзаболеваемости Структура заболеваемости подростков в 2009 году в Пермском крае
Распределение детей по группам здоровья в Пермском крае
Неблагополучные территории, имеющие наиболее высокие показатели по большинству классов болезней г. Пермь г. Кудымкар г. Кунгур Добрянский м.р. Кишертский м.р. Усольский м.р. Оханский м.р.
Динамика показателей нарушений здоровья у детей, выявленных при проведении медицинских осмотров (в % от осмотренных детей) Возрастные группы Виды нарушений Снижение остроты зрения СколиозНарушение осанки Дети 3-4 лет (перед поступлением в дошкольное учреждение) 2,72,42,70,30,2 2,82,9 Дети 6-7 лет (перед поступлением в школу) 7,87,47,72,02,11,917,415,417,3 Дети 7-8 лет (в конце первого года обучения) 11,411,1 3,72,9 22,321,721,8 Школьники лет (при переходе к предметному обучению) 16,816,716,15,7 5,525,723,722,6 Школьники лет (8-9-х классов) 20,321,321,18,69,59,123,021,220,8 Школьники лет (перед окончанием школы) 22,421,420,912,310,211,421,718,518,1
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 1.Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
Цель инновационных процессов Повышение качества образования и укрепление здоровья учащихся в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса. Здоровье выпускников школы - один из важных показателей качественности школьного образования
Образовательные стандарты ВКЛЮЧАЮТ Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений Физическое развитие учащихся Заболеваемость учащихся Физическая подготовленность учащихся Комплексная оценка состояния здоровья Здоровый образ жизни Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится на основании: информированности школьников в отношении факторов риска сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников
Разработан при участии: ФГУН НИИ дезинфекции Роспотребнадзора, Управления Роспотребнадзора по г. Москва; Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова Росздрава, Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.М. Мечникова Росздрава. Содержит требования к: размещению школьного здания; участку и зданию школы; оборудованию помещений; воздушно-тепловому режиму; естественному, искусственному освещению и инсоляции; водоснабжению и канализации; организации образовательного процесса; организации медицинского обеспечения; санитарному состоянию и содержанию участка и помещений школы. ПРОЕКТ СанПиН
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.