МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру
Виды деятельности.
По соответствию общекультурным ценностям, социальным нормам Законная Незаконная Моральная Аморальная По субъекту деятельности Индивидуальная Коллективная Массовая Прогрессивная Реакционная По соотношению с общественным прогрессом
Виды деятельности По зависимости от общественных сфер Экономическая Социальная Политическая Духовная По особенностям проявления человеческой деятельности Внешняя Внутренняя Однообразная шаблонная Монотонная Инновационная Изобретательская Творческая От наличия или отсутствия новизны, целей, результатов, способов
Основные виды деятельности От процесса становления личности
Виды деятельности Материально- производственная (на природу) Социально- преобразовательную (на общество)
Виды деятельности. Познавательная Прогностическая Ценностно - ориентировочная Все виды деятельности связаны между собой. Приведите примеры.
Творческая деятельность ТВОРЧЕСТВО- вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее
Важнейшие механизмы творческой деятельности Комбинирование и варьирование уже имеющихся знаний Воображение – способность создавать новые образы в сознании Фантазия – мыслительное представление Интуиция – знание, полученное неосознанное
Творческая деятельность. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности
Игровая деятельность ИГРА - это особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых Характерные черты: 1. Происходит в условной ситуации, которая быстро меняется. 2. В процессе используются замещающие предметы. 3. Нацелена на удовлетворение интереса участников. 4. Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Функции игры: Роль-соответствие принятым нормам поведения в игровой ситуации. 1. Воссоздание и усвоение общественного опыта. 2. Познание и усвоение предметной деятельности. 3. Развитие интеллекта, эмоций, нравственности Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, меняются лишь место, роль и сам ее характер. Особенность игры – носит двуплановость. С одной стороны играющий осуществляет реальное действие, с другой – деятельность носит условный характер.
Учебная деятельность Учебная деятельность включает: Восприятие материала Осмысление Сознательную переработку Ясное выражение Применение (в системе учебных учреждений и в решении жизненных задач) Цель: приобретение знаний, умений и навыков Результат: образование Может иметь характер самообра- зования
Труд- это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата Один из видов деятельности Любая сознательная деятельность Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев) Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией. Структура общения СУБЪЕКТЫ ЦЕЛЬ СОДЕРЖАНИЕ СРЕДСТВА
I.Общение = деятельности. В процессе деятельности люди вступают в общение друг с другом В результате деятельности люди общаются друг с другом и производят некий продукт, поэтому общение можно приравнять к трудовой деятельности
II.Общение contra деятельность Деятельность- индивидуальна. Общение может помогать ей, но может и мешать Деятельность- может идти рядом с общением, но может и обходиться без него
III.Общение и деятельность Общение и деятельность- это самостоятельные виды активности людей, существующие вне зависимости друг от друга
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ По используемым средствам общения Непосредственное – с помощью естественных органов (рук, головы, голосовых связок; Опосредованное – с помощью специально приспособленных или изобретенных средств (газета, диск); Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга; Косвенное – через посредников По субъектам общения 1. Между реальными субъектами; 2. Между реальным субъектом и иллюзорным партнером; 3. Между реальным субъектом и воображаемым партнером; 4. Между воображаемыми партнерами
1.Общение между реальными субъектами Обеспечение жизни Игра Работа Отдых Семья Обряды
2.Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером С животными С неодушевленным предметом
3.Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером Внутренний голос С идеальным миром С образом реального человека
4.Общение между воображаемыми партнерами – художественными образами произведений Пьесы
Функции общения Социализации – формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности Познавательная – познание людьми друг друга Психологическая – осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека Отождествления (противопоставления) – выражение причастности человека к группе: «Я - свой», или «Я - чужой» Организационная – организация совместной деятельности людей