Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования
Отечественное образование в последние годы развивается как открытая система: расширяется участие общественности в формировании и реализации государственной политики в сфере образования: в оценке эффективности и качества; в разработке, принятии и реализации значимых управленческих решений.
ФЦПРО «Стратегия 2020» Приоритетная задача – формирование механизма оценки качества образовательных услуг, с участием субъектов образовательного процесса и родительской общественности.
УС как форма включения общественности в управление образованием позволяет: формировать социальный заказ; участвовать в разработке стратегии развития ОУ; осуществлять экспертизу качества результата, процесса и условий образования.
Оценка УС качества образовательных услуг явление интегральное, которое включает в себя: самооценку администрации ОУ и профессионального сообщества; оценку потребителей образовательных услуг.
Оценка качества образования состоит из: действий по сбору данных (процедуры измерения, изучения); действий по их обработке и анализу (формулировке выводов на основе собранных данных).
В экспертной деятельности УС по оценке качества образования важно уточнить показатели содержательно характеризующие состояние и тенденции развития школы. Обсуждение и согласование показателей является предметом конструктивного взаимодействия педагогов и общественности.
Качественная оценка состояния и развития ОУ осуществляется на основе сопоставления и сравнения текущего состояния и результатов деятельности с: состоянием и результатом школы в предшествующий период; результатом других ОУ, находящихся в схожих условиях; средними показателями региональной системы образования.
Основные источники, получения данных для оценки качества образования: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников школы; посещение школы.
Отсутствующая информация для оценки качества образования может быть дополнена за счет: проведения специальных локальных исследований, мониторингов; контрольных работ; информации из других образовательных учреждений; сбора данных, организуемый УС по отдельным аспектам деятельности ОУ.
Оценка УС качества условий организации ОП предполагает осуществление экспертизы: выполнения санитарно-гигиенических норм; организации питания; реализации мер по обеспечению безопасности учащихся; кадрового, учебно-методического, информационного, правового, материального обеспечения.
Нормативная основа проведения экспертизы Положение об УС; Регламент работы УС; Регламент работы Комиссий управляющего совета.
Внешняя независимая оценка деятельности ОУ Формы внешней оценки качества образования: Общественная аттестация (аккредитация); Аудит качества.
Полномочия УС в распределении стимулирующих выплат за результативность и качество труда реализуются в ходе: утверждения критериев, показателей и процедур оценки качества труда; утверждения локальных актов регламентов распределения стимулирующей части ФОТ; участие в оценке результативности и качества труда работников ОУ.
Модели участия УС в распределении стимулирующих выплат Первая модель директор ОУ представляет УС на рассмотрение и утверждение результаты оценки профессиональной деятельности работников ОУ. Вторая модель УС создает специальную комиссию, в которую входит руководитель ОУ, члены УС, представители методического совета, совета трудового коллектива; комиссия выносит коллегиальное решение
Задача УС в распределении стимулирующих выплат: Определение стратегии материального стимулирования, руководствуясь замыслом и приоритетными направлениями программы развития ОУ.
Варианты выбора стратегии стимулирования: 1.Стимулирующие выплаты будут делиться на всех работников пропорционально итоговой оценке (сумме баллов) или стимулирующие выплаты будут распределяться только среди работников, достигших наивысших показателей среди коллег (50%); 2. Стимулируются абсолютные профессиональные достижения или динамика прироста показателей профессиональных достижений.
Экспертная деятельность УС в формате «общественного наблюдения» Объекты общественного наблюдения: процедура итоговой аттестации учащихся; лицензирование и аккредитация ОУ; аттестация администрации ОУ; проведение контрольных и тестовых работ для учащихся; деятельность различных комиссий (медальных, конфликтных, аттестационных и др.)
Перспективы совершенствования оценивания качества образования : расширение участия общественности в экспертизе качества образования; поиск новых форм участия общественности в управлении образованием.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!!!