ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ( ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО СЕВЕРСК ) 2011 год
Государственная политика в области образования Инновационные процессы в образовании …. – основа для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности…. Цель государственной политики в области образования - ….создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования (Наша новая школа, Модернизация системы общего образования). Основные характеристики качества образования (ФГОС) – успешность, мобильность, социализация учащихся.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ДО 2020 ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТУПНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ, НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ КАДРОВ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННУЮ ОСНОВУ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ, ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ И КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ГРАЖДАНСКИХ УСТАНОВОК У УЧАЩИХСЯ
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ : Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные требования к образовательной программе ДОУ Концепция «ИНО ТОМСК 2020» (распоряжение правительства РФ 1756-р от ): 1 этап – до 2016 года; 2 этап – до 2020 года. - Концепция создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок
Первые шаги реализации проекта для общего образования: Совместная работа Высшей школы экономики и ТГУ над проектом: «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона» (рабочее название проекта) Томская область и Мировой банк - разработка нового этапа программы регионального инновационного развития на годы ????? Что нужно сделать в Томской области для того, чтобы создаваемый федеральный центр образования, исследований и разработок соответствовал мировому уровню
УЧАСТНИКИ - ОУ СЕВЕРСКА В ПРОЕКТНЫХ ГРУППАХ ПРОЕКТА Использование потенциала взаимодействия ВУЗов и школ для разработки профильного обучения – 80, 87, 196, СФМЛ, РЦО. Формирование регионального банка инновационных разработок – РЦО. Разработка и реализация сетевых образовательных программ – представители ОУ Северска. Рекомендации по повышению потенциала взаимодействия школ и ВУЗов через изменение системы оценки деятельности ОУ – Северская гимназия, 196, СФМЛ. Разработка рекомендаций по организации открытых конкурсов – 87. Аттестация руководящих и педкадров как потенциал инновационного развития региональной системы общего образования – 76,83, Северская гимназия.
Инновационная инфраструктура муниципальной системы образования ЗАТО Северск Под инфраструктурой обычно понимают составные части общего устройства какой-либо системы в целом. Состав участников инновационной инфраструктуры: -Координационный совет по развитию инновационного образования; - Городской экспертный совет; - Управление образования ЗАТО Северск; - МАУ «Ресурсный центр образования»; -Образовательные учреждения, реализующие инновационные проекты; -Педагоги, занимающиеся ОЭР и инновационной деятельностью.
Инновационное пространство муниципальной системы дошкольного образования ЗАТО Северск I уровень - образовательные учреждения, реализующие инновационный проект, ОЭР (без статуса) – ДОУ 4, 6, 7, 17, 25, 37, 40, 44, 47, 50, 59; II уровень - образовательное учреждение – МИП – ДОУ 11, 28, 56, 57, 60 III уровень - образовательное учреждение – РЭП – ДОУ 11, 53,54, ФЭП – ДОУ 58 IV уровень - образовательное учреждение – участник ИИС – ДОУ 56, 57, 11, 60, 54 (решение координационного совета, 29 июня 2011 г.)
Инновационное пространство муниципальной системы образования ЗАТО Северск ( по уровням выполнения инновационных проектов) гг. Образовательные учреждения, реализующие инновационный проект, ОЭР (без утверждения ГЭС) – I уровень; Образовательное учреждение – МИП (решение ГЭС) – II уровень; Образовательное учреждение –РИП, ФЭП –III уровень; Образовательное учреждение – участник ИИС – IV уровень (на ОУ -76, 80, 83, 84, 86, 87, 88, 196, 197, Северская гимназия, СФМЛ, Самусьский лицей, Северский лицей (решение координационного совета Получили статус МИП - ОУ 89, ФЭП - ОУ 198.
Результаты инновационной деятельности ОУ ( по анкетам) Нормативное-правовое обеспечение- 76,Сев.гим., 78; модель- 76, Северская гимназия, 80,83, 86, 87, 90, CФМЛ; содержание образования- 80, 83,87; концепция- 76, Северский лицей; 87; компетентности- Сев. гимн., 83,87, 88, 196; программа- 76, Северская гимназия, 80, 83, 87,CФМЛ, 196, 197, Северский лицей, Самусьский лицей, ДМШ, ЦДТ, «Поиск»; мониторинг-76, Северская гимназия,80,86,87,88,Самусьский л.; технологии- 76, Северская гимназия,80,86,CФМЛ; проекты-Сев.гим.,80,83,84,86,8790,196,Сам.лицей
Обобщенные результаты инновационной деятельности ОУ (полные данные в таблице) 18 образовательных учреждений реализуют инновационные проекты/программы; 13 (15) ОУ входят в состав ИИС. Всего реализуется 43 инновационных проекта/программы (от 1 до 4 в ОУ). Направления МИП – компетентность (76, 196), качество (СГ), успешность (80), инклюзия (84), управление (86), мониторинг (88, 87), компьютерные технологии (СФМЛ), экология (197). Направления РИП – экология (Самусь). Направление ФЭП – ФГОС НОО (198), содержание образования (Северский лицей). ???? На какое улучшение (развитие) северского образования работает или должна работать такая «плотность» инноваций.
Характеристики инновационного ландшафта в региональной системе образования (по материалам исследования Г.Н.Прозументовой ) высокая плотность осуществляемых инноваций (количество инноваций относительно количества образовательных учреждений); разнообразие «авторских» проектов, реализуемых в образовательных учреждениях и получивших статус и признание на региональном и федеральном уровне; дифференциация видов, направлений инновационной деятельности в учреждения.
Итоги круглого стола 28 марта 2011 года Всего поступило 25 предложений. По развитию ИД – 9 предложений: -подпрограмма в Целевую программу по И.Д.; -поиск востребованных инноваций ; -материальная поддержка учителей- наставников (по инновациям); -поиск партнеров для грантовой поддержки учителей, ОУ по инновационной деятельности; -банк данных по инновационным проектам Северска; -интеграция в томское образование;
Итоги круглого стола от 28 марта 2011г. (продолжение) педагогические переговорные площадки по Инн. практикам. На базе этих площадок- курсы повышения квалификации, организация образовательных событий по заявленным инновациям; использование потенциала школ и учителей –победителей конкурсов; в ожидаемые результаты ИД – реальные показатели (разработка показателей); разработка муниципального сетевого инновационного проекта; получение (формирование) Заказа на развитие образования от города и для города; выработка стратегических линий развития северского образования во взаимодействии заинтересованных субъектов.
ЧТО СДЕЛАНО: Разработана и принята ЦПРО ЗАТО Северск на г.г., п/п Поддержка инновационной деятельности; Проведен мониторинг инновационной деятельности за уч.г. С целью выявления инновационных результатов деятельности (самоанализ) и обновления банка данных по инновациям, написания обобщенной публикации; Участие муниципального образования в Региональном конкурсе по экологии с разработанной муниципальной программой (получили грантовую поддержку); во Всероссийском конкурсе (г.Москва) с разработанным муниципальным проектом по инклюзии – конкурс идет; в проекте «Школа Росатома»; Разрабатывается муниципальный проект по ОАШ (заказ Адм.города) Интеграция в образование Томска: участие в региональном проекте «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона»; Уточнены показатели (???) за инновационную деятельность
Развитие инновационного потенциала, инновационных практик Положительное состояние Сложившийся « исторический» инновационный потенциал северских школ: запас «инновационной прочности» от периода 1990 годов в общем образовании. Педагогические традиции северского образования. На основе государственной поддержки могут сложиться мощные инновационные педагогические комплексы, объединяющие педагогические сообщества, науку, эффективные педагогические практики. Развитие: должно произойти изменение отношения и подходов к инновациям в образовании: достижение реальных результатов ОТ ИННОВАЦИЙ - в качестве образования
ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Бюрократическое отношение к инновациям – для отчетов, для снятия административных рисков. Инновационная перегрузка и имитация инновационной деятельности со стороны педагогических коллективов, низкое качество «инновационных» результатов. «Спекуляция на былой славе» педагогических экспериментов. Низкая технологичность инновационных практик. Низкая информированность общественности о содержании разрабатываемой и реализуемой инновационной программе/проекте. - Низкая эффективность «обмена инновационным опытом». Отсутствие инструментов распределения государственного задания на инновационную деятельность.
Предложения МАУ «РЦО» по развитию инновационного образования в ЗАТО Северск: Разработать положение об инновационной деятельности муниципальной системы образования (определиться с понятием инновации в образовании, инновационный результат ( продукт), качество образования, критериями результативности и т.д.) Инновация в образовании – конечный результат деятельности, направленный на получение нового знания, новой технологии (методики), организационных форм существования образовательных учреждений, которые можно передать (продать) другим субъектам (по итогам анкет) Инновационная разработка – новый продукт (способ, технология и т.д.) организации образовательной деятельности, позволяющий обеспечить формирование новое качество образовательных результатов (обсуждается в томском образовательном сообществе) Качество образования – качественная предметная подготовка, позволяющая выпускнику быть успешным, мобильным, социально адаптированным в современном мире (обсуждается в томском образовательном сообществе)
Предложения МАУ РЦО по развитию инновационного образования в ЗАТО Северск Разработать структуру паспорта инновационной разработки(проекта, программы), оформить ОУ и разместить на сайте ОУ и РЦО (ОУ-победители конкурсов, МИП, РИП, ФЭП) Обобщение опыта ОУ по инновационному образованию: создание ВТК по написанию книги; создание муниципального банка инновационных разработок на основании решения экспертного сообщества) Совершенствование подходов к вхождению в ИИС и присвоения статусов инновационных площадок (на основании четкого представления о результатах деятельности) Организация инновационного клуба (общественная организация - инкубатор по взращиванию инновационных идей, субъектов инновационного образования) Создание ассоциации инновационного образования по выработке общественного мнения о перспективах развития образования ЗАТО Северск, о подходах к разработке ЗАКАЗА на инновационный продукт с государственной поддержкой (гранты) Создание «переговорных площадок» для разрешения возникающих проблем, для создания инновационных образовательных кластеров
Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой. Н. В. Гоголь