Костромской областной институт развития образования Лаборатория мониторинга эффективности повышения квалификации Формирование универсальных учебных действий учащихся
Универсальные учебные действия – способность к саморазвитию учащихся путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Универсальные учебные действия – способность к саморазвитию учащихся путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Виды универсальных учебных действий: Виды универсальных учебных действий: - коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей по общению и деятельности; - коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей по общению и деятельности;
- познавательные УУД состоят из общеучебных (поиск информации, моделирование, структурирование, построение речевых высказываний, выбор способа деятельности и рефлексии) и логических (анализ, синтез, подведение под понятие, установление причинно- следственных связей, доказательства и постановки и решения проблем, формулирование, создание способа решения проблемы);
- регулятивные – обеспечивают организацию своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция); - регулятивные – обеспечивают организацию своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция); - личностные – ценностно-смысловая ориентация, принятие этических принципов и соблюдение моральных норм, личностное самоопределение. - личностные – ценностно-смысловая ориентация, принятие этических принципов и соблюдение моральных норм, личностное самоопределение.
1. УУД определяются как готовность к практическому действию на основе знаний 2. УУД как способности учащегося выполнять действия на основе знаний и опыта Умения формируются на основе упражнений в изменяющихся условиях Репродуктивная деятельность учащегося не приводит к формированию УУД
Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву Имеет иерархическое строение. 1 уровень – особая деятельность. Отличие одной деятельности от другой – это их предметы. -Предмет деятельности есть ее мотив. -Предмет становиться мотивом, когда отвечает потребности. Встреча потребности с предметом называется опредмечивание потребности Потребность Предмет Мотив Деятельность побуждается мотивом. «Была бы охота, заладиться любая работа»
2 уровень – в структуре деятельности представлен действиями. Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого. Постановка цели активно организует поведение. Действие включает – постановку цели и акт поведения, т.е. что и как это должно быть достигнуто.
3 уровень – в структуре деятельности представлен операциями. Операция – способ выполнения действия, который характеризует техническую сторону. Операция зависит от условий. Условия – внешнее обстоятельства и внутренние средства самого субъекта деятельности. 4 уровень – в структуре деятельности представлен психофизиологическими функциями, которые обеспечивают протекание психических, познавательных и моторных процессов.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Н. Леонтьев выделяет внешнею и внутреннею деятельность. Внешняя – чувственно-предметная, материальная Внутренняя – оперирование образами, представлениями. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней. ОПЕРАЦИОННО- ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА МОТИВАЦИОННО- ПОТРЕБНОСТНАЯ СТОРОНА Особая деятельностьМотив ДействиеЦель ОперацииУсловия Психофизиологические функции -
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА СО СРЕДОЙ, В КОТОРОЙ ОН ДОСТИГАЕТ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННУЮ ЦЕЛЬ, ВОЗНИКШУЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЯВЛЕНИЯ У НЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ.
Ведущая деятельность – это деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление психических новообразований, при этом механизм смены ведущей деятельности означает – сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив.
В основе деятельностного подхода лежит категория предметной деятельности, обучение реализуется на основе активно – деятельностного способа (типа), вместо объяснительно – иллюстративного способа (типа). Основные принципы реализации деятельностного подхода развитие, предметности активного поиска единства внешней и внутренней деятельности постановки учебной задачи содержательного обобщения моделирования движение от общего к частному соответствие содержания и формы
Компоненты учебной деятельности 1. Учебная мотивация – побуждение – то, ради чего деятельность выполняется 2. Целеполагание – представление о результате, что должно быть достигнуто 3. Учебные действия – что именно и как делает ученик 4. Действия контроля – отслеживание правильности выполнения учебных действий 5. Действия оценки – определение полноты и уровня выполнения учебных действий
Уровни учебной мотивации 1. Отсутствие интереса 2. Реакция на новизну 3. Любопытство 4. Ситуативный учебный интерес 5. Устойчивый учебно-познавательный интерес 6. Обобщающий учебно-познавательный интерес
Уровни сформированности целеполагания 1. Отсутствие цели 2. Принятие практической задачи 3. Переопределение познавательной задачи в практическую 4. Принятие познавательной задачи 5. Переопределение практической задачи в познавательную 6. Самостоятельная постановка цели
Уровни сформированности учебных действий 1. Отсутствие учебных действий 2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем 3. Неадекватный перенос учебных действий 4. Адекватный перенос учебных действий 5. Самостоятельное построение учебных действий 6. Обобщение учебных действий
Уровни сформированности действий контроля 1. Отсутствие контроля – учебные действия не контролируются, ошибки не замечаются 2. Контроль на уровне непроизвольного внимания – неосознанная фиксация ошибки 3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания – ошибки осознаются 4. Актуальный контроль – опора на обобщенную схему 5. Потенциальный рефлексивный контроль– внесение коррективы в опорную обобщенную схему 6. Актуальный рефлексивный контроль – самостоятельное обнаружение ошибок
Уровни сформированности действия оценки 1. Отсутствие оценки – отсутствие потребности в оценке своих действий 2. Неадекватная ретроспективная оценка – не умеет и не пытается оценить свои действия 3. Адекватная ретроспективная оценка – умеет самостоятельно оценить свои действия 4. Неадекватная прогностическая оценка – не умеет самостоятельно оценить свои действия до начала выполнения задания 5. Потенциально-адекватная прогностическая оценка - умеет оценить свои действия при помощи учителя до начала выполнения задания 6. Актуально-адекватная прогностическая оценка- умеет самостоятельно оценить свои действия до начала выполнения задания
Структура деятельности учителя как условие формирования учебной деятельности Знание Способы деятельности Мотивы деятельности
Степени развития знаньевого компонента 1. Информированность 2. Знание 3. Понимание 4. Творчество
Степени развития способов деятельности 1. Образец 2. Алгоритм 3. Параметр 4. Контекст
Степени сформированности мотивов 1. Зритель 2. Актер 3. Режиссер 4. Творец
Виды педагогического взаимодействия 1. Самоустранение, отчуждение 2. Ритуалы, стереотипные действия 3. Времяпрепровождение 4. Игры 5. Деятельность 6. Близость
Способы взаимодействия 1. Совет 2. Конкретизация, прояснение 3. Требование 4. Просьба 5. Наказание, угроза 6. Понимание 7. Упрек 8. Содержательное оценивание 9. Внушение 10. Ценностная открытость 11. Инструктирование 12. Предоставление альтернатив
Способы взаимодействия ФормальныеЛичностные 1. совет 1. конкретизация, прояснение 2. требование 2. просьба 3. наказание, угроза 3. понимание 4. упрек 4. содержательное оценивание 5. внушение 5. ценностная открытость 6. инструктирование 6. предоставление альтернатив