Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации предметно-пространственной среды
ФГОС ДО разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
(Проект на сайте минобрнауки.рф от ) В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Важным критерием оценки деятельности дошкольной организации является созданная предметно-пространственная развивающая среда. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
ФГТ две группы требований: к структуре К разделам Отдельный документ ФГТ к условиям ФГОС три группы требований: к структуре условиям результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. ФГТ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
ФГТ (разделы) 1.пояснительная записка 2.организация режима пребывания детей в ОУ 3.содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей 4.содержание коррекционной работы (для детей с ОВЗ) 5.планируемые результаты освоения детьми Программы 6.система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. ФГОС (разделы) 1. целевой: – пояснительная записка – результаты освоения ООП (как целевые ориентиры) 2. содержательный: – содержание работы по образовательным областям развития – описание форм, способов, средств реализации программы – содержание работы по коррекции нарушений развития детей и др. 3. организационный Требования к структуре Программы ФГТ и ФГОС ДО
ФГТ Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема ФГОС Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. Требования к объему ОО Программы ФГТ и ФГОС ДО
ФГТ 4 направления развития и 10 образов. областей познавательно- речевое социально- личностное художественно- эстетическое физическое ФГОС 5 образовательных областей познавательное развитие речевое социально- коммуникативное художественно- эстетическое физическое Направления развития и образовательные области ФГТ и ФГОС ДО
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО
Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде
ФГТ к предметно- развивающей среде Вариативность Полифункциональность Трансформируемость Информативность Педагогическая целесообразность ФГОС к предметно- пространственной среде Вариативность Полифункциональность Трансформируемость Насыщенность Доступность Безопасность Сравнение требований к развивающей среде ФГТ и ФГОС
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования периодическую сменяемость и появление новых предметов Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Полифункциональность возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Трансформируемость возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Доступность - свободный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам. Безопасность - соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Насыщенность соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие средств обучения (в том числе технических) разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Характеристики личности ребенка проявляет инициативность и самостоятельность уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим обладает развитым воображением достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности проявляет творческие способности развита крупная и мелкая моторика способен к волевым усилиям в разных видах деятельности проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования Требования к результатам освоения ООП на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС
за внимание! Спасибо