1 «Основные христианские нормы и правила поведения православного человека в повседневной жизни» или ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ, как ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ Церковный этикет в семье
2. Церковный этикет в семье – важная неотъемлемая часть. Церковный этикет в семье – важная неотъемлемая часть православного церковного этикета православного церковного этикета Домашняя церковь. Православный человек в семье Домашняя церковь. Православный человек в семье Семейная иерархия. Семейная иерархия. Отношение к родителям. Отношение к родителям. Воспитание детей. Воспитание детей. Имя. Обращение к членам семьи. Имя. Обращение к членам семьи. Молитва. Молитва. Занятие час 30 мин Занятие час 30 мин Домашняя церковь. Дом, квартира. Домашняя церковь. Дом, квартира. Духовное и материальное. Духовное и материальное. Иконы. Иконы. Святыни из храма. Святыни из храма. Книги. Книги. Гость в православной семье. Гость в православной семье О подарках в дни важных духовных событий 2.4. О подарках в дни важных духовных событий Слава Богу за всё! Слава Богу за всё!
3 Церковный этикет в семье – важная неотъемлемая часть православного церковного этикета Семья – это счастье, любовь, уваженье, Семья – это радость успеха, терпенье. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнения, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Когда над душою есть много работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Без Бога в семье жить совсем невозможно! Всегда будьте рядом, любовь берегите, И тяготы вместе по жизни несите, Чтоб всюду про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья! Семья – это счастье, любовь, уваженье, Семья – это радость успеха, терпенье. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнения, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Когда над душою есть много работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Без Бога в семье жить совсем невозможно! Всегда будьте рядом, любовь берегите, И тяготы вместе по жизни несите, Чтоб всюду про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья!
4 ДОМОСТРОЙ
5 Юности честное зерцало
6 Виды этикета
7
8 Любовь
9
10
11 Человек - плод воспитания Человек - плод воспитания
12
13
14 Домашняя церковь Православный человек в семье.
15
16 ОДНО ЦЕЛОЕ
17 ОДИНОЧЕСТВО
18 семья
19 СЕМЕЙНАЯ ИЕРАРХИЯ
20 Право любить
21
22
23
24
25 Ответьте пожалуйста на вопросы: Что говорит Священное Писание о месте мужа и жены в семье? Что означает по учению Священного Писания главенство мужа и повиновение жены мужу? Что говорит Священное Писание о месте мужа и жены в семье? Что означает по учению Священного Писания главенство мужа и повиновение жены мужу? Что может происходить от стремления жены главенствовать над мужем? Как должен вести себя муж, чтобы стать главой семьи? Что может происходить от стремления жены главенствовать над мужем? Как должен вести себя муж, чтобы стать главой семьи? К чему и почему привело бы полное равенство между мужем и женой, если бы оно было возможно? К чему и почему привело бы полное равенство между мужем и женой, если бы оно было возможно?
26 Отношение к родителям Спасибо вам за пролитые слезы, За ночи, проведенные без сна, Когда вы берегли наш сон и грезы, Над детской колыбелью допоздна. Спасибо вам за пролитые слезы, За ночи, проведенные без сна, Когда вы берегли наш сон и грезы, Над детской колыбелью допоздна. За первый вздох и первую улыбку, За первый шаг, что с нами вы прошли. За то, что охраняли от ошибки, За то, что нам тепло и свет несли. За первый вздох и первую улыбку, За первый шаг, что с нами вы прошли. За то, что охраняли от ошибки, За то, что нам тепло и свет несли. За то, что научили нас молиться, И к Богу нашу протянули нить, Чтоб не смогли от трудностей сломиться, И твердо знали мы - как дальше жить! За то, что научили нас молиться, И к Богу нашу протянули нить, Чтоб не смогли от трудностей сломиться, И твердо знали мы - как дальше жить! Давали сил, чтоб грызли мы науки, И направляли твердою рукой. Спасибо вам за боль, за ваши муки, За наше счастье, мир над головой. Давали сил, чтоб грызли мы науки, И направляли твердою рукой. Спасибо вам за боль, за ваши муки, За наше счастье, мир над головой. Сейчас, потом, всегда мы будем с вами! Куда бы жизни тропы ни вели. Мы будем славить вас всегда устами, Сердцами ж - преклоняться до земли! Сейчас, потом, всегда мы будем с вами! Куда бы жизни тропы ни вели. Мы будем славить вас всегда устами, Сердцами ж - преклоняться до земли!
27 Благословение родителей
28
29 Ответьте пожалуйста на вопросы: Кто впервые и что сказал людям о почитании родителей? Кто впервые и что сказал людям о почитании родителей? Что говорят святые отцы о том, каким должно быть почитание родителей? Что говорят святые отцы о том, каким должно быть почитание родителей? Почему почитание родителей так важно для людей? Почему почитание родителей так важно для людей?
30 ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
31
32 Ответьте пожалуйста на Вопросы: Можно ли воспитать в ребенке и христианские жизненные устои, которые станут определять его будущую жизнь, как стремление ко спасению, но одновременно воспитать в нем и желание стать успешным человеком? Можно ли воспитать в ребенке и христианские жизненные устои, которые станут определять его будущую жизнь, как стремление ко спасению, но одновременно воспитать в нем и желание стать успешным человеком? В чем заключается основной долг христианских родителей при воспитании детей? В чем заключается основной долг христианских родителей при воспитании детей? Что, по словам Святых отцов православной Церкви, является наиболее важным при воспитании в детях веры? Что, по словам Святых отцов православной Церкви, является наиболее важным при воспитании в детях веры? Какая из страстей является самой губительной для человека. Перечислите основные признаки, по которым можно определить, что в ребенке зародилась гордость? Какая из страстей является самой губительной для человека. Перечислите основные признаки, по которым можно определить, что в ребенке зародилась гордость? Откуда может появиться, чем опасен и в какие страсти может перерасти грех любостяжания, корыстолюбия и скупости? Как победить этот грех в детях? Откуда может появиться, чем опасен и в какие страсти может перерасти грех любостяжания, корыстолюбия и скупости? Как победить этот грех в детях? В чем по словам самого Господа и святых отцов заключается обязанность родителей помимо обучения детей? В чем по словам самого Господа и святых отцов заключается обязанность родителей помимо обучения детей?
33 ИМЯ. ОБРАЩЕНИЕ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ
34 МОЛИТВА
35 Краткий выборочный опрос методом ситуационного моделирования: СЕМЕЙНАЯ ИЕРАРХИЯ Ситуация 1: Участник 1(муж). Участник 2 (жена). СЕМЕЙНАЯ ИЕРАРХИЯ Ситуация 1: Участник 1(муж). Участник 2 (жена). Муж приходит домой с работы после зарплаты и сообщает жене, что часть денег запланированных на совместный отдых он потратил на покупку необходимых автозапчастей для машины, на которой они собрались ехать отдыхать. В доме приготовлен ужин, чистота и порядок, но жена выглядит уставшей и неряшливой. Взаимный диалог между 1 и минуты. Участник 3 – оценивает диалог участников 1 и 2. – 1 мин. Муж приходит домой с работы после зарплаты и сообщает жене, что часть денег запланированных на совместный отдых он потратил на покупку необходимых автозапчастей для машины, на которой они собрались ехать отдыхать. В доме приготовлен ужин, чистота и порядок, но жена выглядит уставшей и неряшливой. Взаимный диалог между 1 и минуты. Участник 3 – оценивает диалог участников 1 и 2. – 1 мин. ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ Ситуация 2: Участник 4 (сын). Участник 5 (мать). ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ Ситуация 2: Участник 4 (сын). Участник 5 (мать). Сын привел домой к матери девушку и закрылся с ней в своей комнате. Мать нездорова и просит сына сходить в аптеку за лекарством. Взаимный диалог между 4 и минуты. Участник 6 – оценивает диалог участников 4 и 5 – 1 мин. Сын привел домой к матери девушку и закрылся с ней в своей комнате. Мать нездорова и просит сына сходить в аптеку за лекарством. Взаимный диалог между 4 и минуты. Участник 6 – оценивает диалог участников 4 и 5 – 1 мин. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Ситуация 3: Участник 7 (отец). Участник 8 (мать). ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Ситуация 3: Участник 7 (отец). Участник 8 (мать). Дочь придя из детского сада начинает плакать и говорить, что у всех девочек в группе есть кукла «Барби», а у нее нет и что все девочки над ней смеются. Отец тут же бежит в магазин и покупает ей куклу. Мать говорит, что в садик она эту куклу ребенку не даст – слишком дорогая игрушка. Взаимный диалог между 7 и 8..Участник 9 – оценивает диалог участников 7 и 8 – 1 мин. Дочь придя из детского сада начинает плакать и говорить, что у всех девочек в группе есть кукла «Барби», а у нее нет и что все девочки над ней смеются. Отец тут же бежит в магазин и покупает ей куклу. Мать говорит, что в садик она эту куклу ребенку не даст – слишком дорогая игрушка. Взаимный диалог между 7 и 8..Участник 9 – оценивает диалог участников 7 и 8 – 1 мин.
36 ДОМ. КВАРТИРА
37 ИКОНА
38
39
40
41
42
43 Святыни из Храма
44
45 КНИГИ
46 ГОСТЬ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ
47 О ПОДАРКАХ В ДНИ ВАЖНЫХ ДУХОВНЫХ СОБЫТИЙ
48 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
49 Итоговый опрос по теме 11 методом ситуационного моделирования: Ситуация 1: Дочь (…) говорит родителям, что хочет привести домой своего молодого человека, для того чтобы он с ними немного пожил, так как у них серьезные отношения. Что необходимо это для того, чтобы проверить свои чувства перед тем, как юридически эти отношения узаконить, так как замужество - шаг очень серьезный, а человека надо сначала узнать ближе. Отец (…) вступает с ней в диалог. Ситуация 1: Дочь (…) говорит родителям, что хочет привести домой своего молодого человека, для того чтобы он с ними немного пожил, так как у них серьезные отношения. Что необходимо это для того, чтобы проверить свои чувства перед тем, как юридически эти отношения узаконить, так как замужество - шаг очень серьезный, а человека надо сначала узнать ближе. Отец (…) вступает с ней в диалог. Ситуация 2: Взрослая дочь (…) приносит домой подарок от своего молодого человека приехавшего из зарубежной поездки – гипсовую африканскую маску, и вешает её в изголовье над своей постелью. Мама (…) заходит в комнату к дочери и видит «памятное украшение». Диалог. Ситуация 2: Взрослая дочь (…) приносит домой подарок от своего молодого человека приехавшего из зарубежной поездки – гипсовую африканскую маску, и вешает её в изголовье над своей постелью. Мама (…) заходит в комнату к дочери и видит «памятное украшение». Диалог. Ситуация 3: Маленький сын (…) решил порадовать своих родителей и показать им, какой он послушный и как он их любит. Для этого в полке над своим рабочим столом с двух сторон от их свадебной фотографии он поставил фотографии бабушки и дедушки и иконы Спасителя и Божией Матери. Мама (…) пришла домой и увидела «подарок». Диалог. Ситуация 3: Маленький сын (…) решил порадовать своих родителей и показать им, какой он послушный и как он их любит. Для этого в полке над своим рабочим столом с двух сторон от их свадебной фотографии он поставил фотографии бабушки и дедушки и иконы Спасителя и Божией Матери. Мама (…) пришла домой и увидела «подарок». Диалог. Ситуация 4: Ребенок (…) пришел из школы и просит бабушку (…) дать ему просфору пожевать до обеда, так как завтрак был 4 часа назад и он успел проголодаться. Ситуация 4: Ребенок (…) пришел из школы и просит бабушку (…) дать ему просфору пожевать до обеда, так как завтрак был 4 часа назад и он успел проголодаться. Ситуация 5:Ребенок (…) спрашивает мать (…), почему она просит убрать с полки детской комнате на которой стоит Евангелие и жития святых, роман Л.Н. Толстого «Анна Коренина», ведь учитель в школе сказала, что этот роман относится в высоко духовной литературе? Ситуация 5:Ребенок (…) спрашивает мать (…), почему она просит убрать с полки детской комнате на которой стоит Евангелие и жития святых, роман Л.Н. Толстого «Анна Коренина», ведь учитель в школе сказала, что этот роман относится в высоко духовной литературе? Ситуация 6: Мама одной из одноклассниц (…) позвонила Вам (…) в дверь, чтобы уточнить очередное домашнее задание по предмету, который ее дочь пропустила в школе и при необходимости предложить свою помощь в подготовке проведения детских именин, на которые ваш ребенок пригласил её дочь. Ситуация 6: Мама одной из одноклассниц (…) позвонила Вам (…) в дверь, чтобы уточнить очередное домашнее задание по предмету, который ее дочь пропустила в школе и при необходимости предложить свою помощь в подготовке проведения детских именин, на которые ваш ребенок пригласил её дочь. Ситуация 7: Приглашенный на свадьбу супруг (…) предлагает своей супруге (…) потратить из семейного бюджета рублей на подарочный сервиз для молодоженов, мотивируя свое предложение тем, что месяцем раньше жених подарил ему на именины икону имеющую примерно такую же коммерческую стоимость. Ситуация 7: Приглашенный на свадьбу супруг (…) предлагает своей супруге (…) потратить из семейного бюджета рублей на подарочный сервиз для молодоженов, мотивируя свое предложение тем, что месяцем раньше жених подарил ему на именины икону имеющую примерно такую же коммерческую стоимость.