Деятельность учителя в ИКТ насыщенной среде Лобова Анна Владимировна, учитель муниципального общеобразовательного учреждения Софпорогская основная общеобразовательная школа Лоухского района Республики Карелия Декабрь 2009 год
Постановка проблемы Мы и наши дети живем в эпоху цифрового мира, в эпоху н епрерывного развития информационных технологий и коммуникаций… Меняется парадигма школьного образования… Ключевая характеристика нового образования: не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению… Как использование ИКТ в деятельности учителя способствует решению поставленных проблем…
Изменяется школа… Изменяется школьная парадигма образования, направленная на всеобщее развитие ученика, на индивидуализацию обучения, на интеграцию основного и дополнительного образования…; Учитель от ретранслятора знаний - к проводнику в мир знаний и умений, в мир науки, в мир новых технологий (ПИД); Предпрофильное и профильное обучение, элективные курсы по выбору в старших классах (привлечение специалистов, Интернет, дистанционные курсы…); ИКТ – насыщенная среда школы (Интернет, интерактивные доски, сетевые сообщества, единая информационная среда ОУ, многочисленная компьютерная техника…) Мы, учителя, живем и трудимся в этой самой школьной ИКТ насыщенной среде. Так как же нам ее эффективно использовать в своей деятельности?
Некоторые подходы применения ИКТ в деятельности учителя Современных школьников окружают большие объемы информации на разных материальных носителях (книги, ЦОРы, Интернет-ресурсы…) так давайте на каждом своем уроке будем учить школьников грамотно работать с информацией (поиск, представление, обработка и передача информации), будем повышать их информационную культуру.
Некоторые подходы применения ИКТ в деятельности учителя Давайте будем использовать множество дополнительных информационных источников для самостоятельной работы учащихся на своих уроках и во время выполнения самоподготовки (Книги, ЦОРы,..). Не забываем, что мы не ретрансляторы знаний, а проводники в мир этих знаний. Запланируем необходимые источники и придумаем множество интересных заданий по ним так, чтобы наш ученик сам открыл эти знания…
Некоторые подходы применения ИКТ в деятельности учителя Давайте будем опираться на жизненный опыт ученика. Современные дети любят играть в компьютерные игры. Так почему же нам не использовать их на благо обучения и воспитания? Любимые игры многих ребят – квесты.
Некоторые подходы применения ИКТ в деятельности учителя Поговорим о проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ… Следуя основным задачам нового школьного образования подчеркнем важность данного вида деятельности. В новом базисном учебном плане, который реализуется сейчас в школах введены проектно- исследовательские практики. И как же здесь без ИКТ???
Проектно-исследовательская деятельность школьников – активная самостоятельная познавательная деятельность обучающихся под руководством знающего в этой области человека (не обязательно учителя). Организовать данную деятельность можно и без ИКТ. Но, не будем забывать, в какую эпоху мы живем. В данном виде деятельности обязательно важен результат проекта, исследования. Даже если он отрицательный.
Учебный проектно-исследовательский лагерь В этом лагере ребята учатся думать, исследовать, проектировать и представлять свой результат деятельности, в том числе с помощью ИКТ; Совершенствуют свою ИКТ-компетентность. Организация активной проектно- исследовательской деятельности школьников в разных областях, исходя из их интересов; Длительность такого лагеря варьируется (7 дней);
Сетевые сообщества Мы каждый день подводим какие-то итоги, анализируем, что получилось, а что нет. В нашей голове кружится много умных мыслей. Мы иногда их записываем в блокнот, иногда озвучиваем, но нас не слышат… И в этом нам поможет такой сервис Интернета как блог. Давайте вести свои блоги, где можно высказать свои мысли, проводить рефлексию. А главное, эти мысли будут услышаны коллегами, единомышленниками и найдут отклик.
Участие в форумах. Форум – это большая поддержка для учителя. Можешь высказать свою проблему, которую тут же с тобой обсудят единомышленники... Тебе помогут или ты поможешь…
Дистанционные курсы Самообразование учителей, учащихся, возможность углубиться в проблему, интересную школьнику со специалистом, которого нет рядом в реальной жизни…
Школа полного дня Работа такой школы направлена на интеграцию основного и дополнительного образования; Ребенок может найти свое дело по душе, углубиться в предмет, заниматься в различных секциях и кружках, участвовать в спортивных соревнованиях и других праздниках… Созданы все условия для успешной учебы, в том числе активно применяются ИКТ