«Язык что одежда», – говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку, которая вполне хороша для черной работы в саду. (фрагмент из книги К.И.Чуковского)
Стили речи Разговорный Книжные Научный Официально -деловой Публицистический Художественный
Публицистика (от лат. publicus общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах.
Задача речи: воздействовать на сознание; призывать к действию; сообщать информацию.
Средства массовой информации (СМИ) электронные печатные Интернет газеты радио журналы телевидение
Жанры публицистики Газетная статья Журнальная статья Очерк Репортаж Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление на радио, телевидении Доклад Рекламный текст (слоган)
Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции.
Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робким или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность» необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться.психикой мысли По мнению Поля Сопера, главная задача оратора иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это
Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу (470–399 гг. до нашей эры), второе – Гесиоду (720 год до нашей эры), третье – египетскому жрецу (2000 лет до нашей эры), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет.
Особенности стиля Логичность эмоциональность Оценочность Призывность риторические вопросы, риторические вопросы Восклицания
Подготовьте высказывание 1. Какими бы я хотел видеть своих родителей? 2. Почему родители должны дать больше свободы своим детям? 3. Важна ли строгость в воспитании детей? 4. Почему возникает непонимание между детьми и родителями?
Высказывание В.Солоухина. «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры».