РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
О СНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ Виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: направлены на достижение конкретных целей; включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимы и уникальны.
Ц ЕЛЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся
З АДАЧИ Формирование позитивной самооценки, самоуважения. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения. Формирование способности к организации деятельностии управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. Формирование умения решать творческие задачи. Формирование умения работать с информацией (сбор,систематизация, хранение, использование).
П РЕДЛАГАЕМЫЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ : Знакомство класса с темой. Выбор подтем (областей знания). Сбор информации. Выбор проектов. Работа над проектами. Презентация проектов
В ЫБОР ПОДТЕМЫ : Классические источники информации Рассказы взрослых Экскурсии Информация из Интернета.
П РОЕКТЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА : результатом; числом детей; продолжительностью; числом этапов и наличием промежуточных результатов; набором и иерархией ролей; соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; необходимостью привлечения взрослых.
П РИЕМЫ ВЫБОРА ПРОЕКТОВ свобода выбора; разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.); предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать; При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся.
К АЖДЫЙ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОВЕДЕН ДО УСПЕШНОГО ЗАВЕРШЕНИЯ И ОСТАВИТЬ У РЕБЕНКА ОЩУЩЕНИЕ ГОРДОСТИ ЗА ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
П РИМЕРЫ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ КУРСА «М АТЕМАТИКА » Примеры подтем: игры с числами; невозможные рисунки; логические задачи; магические квадраты; старинные задачи; фокусы с числами; логические игры; развертки. Примеры проектов: бумажный домик с мебелью; бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины); чемпионат класса по логической игре; конкурс математических развлечений; энциклопедия математических развлечений; математический праздник. Тема: математические развлечения
Т ЕМА : ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ Примеры подтем : шашки шахматы уголки крестики нолики (в том числе на бесконечной доске) морской бой логические игры в древней истории логические игры в книгах логические игры в фильмах забытые игры Примеры проектов: чемпионаты класса по одной или нескольким играм комплекты для игр оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам книга о логических играх
Т ЕМА : МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС Примеры подтем: Числа в пословицах и поговорках. Нумерация вокруг нас. Измерения (что меряют, чем меряют). Единицы измерения в Древней Руси. Единицы измерения в других странах. Числа в спорте. Математика в раскрое одежды. Математика в торговле. Математика в строительстве. Математика в кулинарии. Математика в Древнем мире. Профессии, требующие хорошей математической подготовки. Примеры проектов: Макеты зданий из простых геометрических тел. Конкурс на самый экономный раскрой. Книга о математике в Древнем мире. Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты». Постановка по книге о числах. Коллекция самодельных измерительных приборов.
Т ЕМА : ШИФРЫ Примеры подтем: способы шифрования текстов; приспособления для шифрования; шифрование местонахождения; книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; передача тайного смысла в картинах; передача тайного смысла в книгах; акростихи; передача тайных посланий с помощью СМИ; знаки в шифровании. Примеры проектов: игра «Поиск сокровищ»; конкурс дешифраторов; создание приспособления для шифрования; постановка по произведению о шифрах; обзор способов шифрования.
Т ЕМА : УЗОРЫ Примеры подтем: узоры в Древней Греции; узоры в Древнем Риме; узоры в Древнем Египте; узоры в Древней Руси; закономерности в узорах; узоры на зданиях; узоры на одежде; узоры на посуде; узоры на оружии; узоры в оформлении книг; магические узоры. Примеры проектов: o вышивка с узорами; энциклопедия узоров; украшение класса узорами; демонстрация моделей одежды с узорами; выставка оружия с узорами и реконструкция боя; коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами; исследование: «Узоры в истории нашего края»; коллекция узоров, созданных в графическом редакторе; программа создания узоров на компьютере.
Т ЕМА : СТРАТЕГИИ Примеры подтем: игры с выигрышными стратегиями; стратегии в играх; стратегии в спорте; стратегии в компьютерных играх; стратегии в жизни (стратегии поведения); боевые стратегии; стратегии в древности; стратегия в рекламе; Примеры проектов: чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии»; коллекция игр с выигрышными стратегиями; альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям; спортивные командные игры; рекламные ролики и плакаты.
П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ КУРСА «О КРУЖАЮЩИЙ МИР » Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности: имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов; проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
ПРИМЕРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объекты и явления природы Деятельность человека в природе Организм человека Игры народов России и мира Семейная культура Россия и мир на карте Великие люди России и мира Внеурочная проектная деятельность детей, связанная с содержанием курса «Окружающий мир», может быть организована в рамках работы факультативов, школьных кружков и студий.
П РИМЕРЫ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ Осенние работы и праздники в традиции народов моего края; зимние работы и праздники в традиции народов моего края; весенние работы и праздники в традиции народов моего края; летние работы и праздники в традиции народов моего края; природные материалы моего края и местные художественные промыслы; природа и культура в музеях под открытым небом, в историкокультурных заповедниках; образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края. Терминология родства и свойства в языке народов моего края; традиция наречения имени в культуре народов моего края; пестование младенцев в культуре народов моего края; традиционные детские игрушки народов моего края; традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу; роль хозяина и хозяйки в традиционной семье; «старый и малый» в культуре народов моего края. Тема: человек и природа Тема: человек и семья
Т ЕМА : ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ Топонимика моего края и народные толкования топонимов. Героический эпос народов моего края. Исторические песни и предания народов моего края. Мои земляки в истории России. Мои земляки в культуре России. Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.
В АРИАНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КУРСА «Л ИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ » Проекты : Создание сборника пословиц и поговорок. Создание сборника побасенок. Создание сборника загадок. Викторина. Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества. Проекты: Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,лисе, медведе, волке). Герои сказок в лепке. Герои сказок в рисунках. Создание костюмов для сказочных персонажей. Постановка спектакля по мотивам одной из сказок. Создание собственных сказок. Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками». Тема: малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки) Тема: сказки
Проекты: Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!». Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов. Создание сборника стихов русских поэтов XIX в. Проекты: Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто». Малая конференция. Обсуждаемые вопросы: Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? В каких из этих произведений рассказывается о детях? Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг? Как складывается судьба таких героев? Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений? Создание сборника произведений о войне. Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто». Тема: произведения русских поэтов XIX в. Тема: никто не забыт, ничто не забыто
Проекты: o Подготовка сборника произведений о Родине. Создание коллажа «Моя Родина». Подготовка читательской конференции. Темы выступлений: Образ Родины в картинах художников. Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов. Образ Родины в произведениях композиторов. Проекты: Организация выставки книг. Создание сборника былин. Подготовка аудиоальбома Тема: моя Родина Тема: былины
Проекты: Подготовка к параду живых героев. Викторина по произведениям любимых писателей. Драматизация лучших фрагментов книг. Создание сборника любимых произведений. Тема: любимые писатели, герои, произведения
Б ЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 4 г. Скопина Сидорова Валентина Ивановна Тел. 8(910)