1
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает большое влияние на развитие речевой деятельности. Чтение книг делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают точность и лаконичность слова, в стихах улавливают образность русской речи, музыкальность, напевность; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 2
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать содержание и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с раннего возраста. В связи с этим важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Эти навыки помогают развить у ребенка более яркую, образную, грамматически правильную речь. 3
В настоящее время современные дети читают редко и вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых острых на сегодняшний день. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел. 4
Одним из путей решения этой задачи является организация книжного уголка. Книжный уголок представляет собой важную сферу познавательной деятельности. Это особое, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями, выбором игр и игровых увлечений, связанных с речью. Книжный уголок расширяет знания ребенка в различных областях, в которых развиваются познавательные и коммуникативные способности. 5
Дети объединяются по интересам, действуют коллективно. В процессе коллективных действий они учатся договариваться между собой, играть дружно, оценивать правильность выполнения. Наблюдая за работой товарища, каждый стремится выполнить и свою как можно лучше. 6
7
Рассматривая картины с изображением природы в различное время года, дети узнают, чем отличается каждая из них. Литература значительно обогащает самостоятельную деятельность детей. Дети цитируют знакомые стихи при рассматривании игрушек, картинок, во время игр (С.Маршак «Мой веселый, звонкий мяч»…). 8
9
10
Рассматривая иллюстрации к сказкам, дети повторяют некоторые народные выражения: «красна девица», «добрый молодец», «ясно солнышко», «подобру – поздорову» и т.д. Пересказывая сказку и сочиняя собственные, они часто используют эти обороты. Речь их обогащается, становится образнее, выразительнее. Ведь сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Для воспроизведения сказки дети используют фланелеграф (магнитную доску), настольный театр и др. Рассказчик подбирает нужные ему персонажи и раскладывает их для игры. 11
12
Дети, отдающие предпочтение изобразительной деятельности, имеют четкий замысел и умеют самостоятельно его осуществить. В тематике рисунков, поделок уже проявляются их интересы, восприятие окружающего мира. С увлечением комментируют свои рисунки. 13
14
Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданственных черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины, с ее вчерашней и сегодняшней жизнью. Книги энциклопедического характера развивают не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран. 15
16
17
Настольно – печатные игры помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. 18
Речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки (дети самостоятельно составляют загадки – описания, сказки, рассказы по картинкам). Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создающие радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, А.Барто, Э.Успенского др. воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе. 19
20
Литературные викторины, посвященные творчеству детских писателей (дети, участвуя в конкурсах, показывают свои знания, учатся отражать эмоциональное состояние, развивают мышление, получают огромное удовольствие от встречи с любимыми произведениями). Вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, прогулка в лес, посещение театра, цирка, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образцы из любимых сказок, рассказов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую – либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители. 21
22