Использование интернет-технологий в работе гимназической библиотеки. Современные подходы. Зав.библиотекой Второй Спб гимназии Вальчук Марина Константиновна Вторая Санкт-Петербургская гимназия
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой… Библиотекарь: обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся. Требования: Высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Библиотечно-информационная деятельность" Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Задачи школьной библиотеки обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации
«Трудно представить, чтобы реализация любого из перечисленных положений стандарта была возможна без участия библиотеки». А.Гейн
Основные направления внедрения ИТ в школьной библиотеке Внедрение автоматизированных информационно- библиотечных систем; Создание сайтов/ блогов школьных библиотек Создание собственных цифровых ресурсов Использование сетевых сервисов в продвижении чтения
Автоматизация библиотечных процессов АИБС «Библиограф» для автоматизации библиотечных процессов, для ведения электронного каталога, тематических картотек, библиографических указателей и совершенствования информационно- библиографического обслуживания.
Создание собственных цифровых ресурсов списки внеклассного чтения; аннотированные иллюстрированные картотеки; памятки, буклеты; книжные обозрения и т.п. рекомендательные списки литературы;
«Важно сломать некоторую стену -- библиотека в школе чаще всего стоит особняком, вместо того чтобы быть центром » «Библиотекарь сегодня должен перейти от учётной деятельности к творческой »
Web 2.0Web 2.0 это концепция развития информационных технологий, которая подразумевает использование сервисов, позволяющих пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать информацию
От традиционной библиотеки к библиотеке 2.0 большая включенность библиотекаря и библиотеки в учебный процесс школы; где в деятельности с учащимися и учителями широко используются социальные сервисы и инструменты ВЕБ 2.0 при проведении проектов, организации и поддержке самостоятельных учебных исследований школьников используются не только традиционные, но и нетрадиционные формы работы с книгой и другими ресурсами, где прослеживается тесное взаимодействие в другими библиотеками
С помощью ВЕБ 2.0 можно организовывать следующую деятельность: совместный поиск совместное хранение закладок создание и использование медиаматериалов совместное создание и редактирование гипертекстов совместное создание и редактирование текстовых документов, презентаций, электронных таблиц
Что это дает детям? навыки коммуникации творчество и познавательный интерес навыки информационной и медиа - грамотности навыки межличностных отношений и совместной деятельности
Сетевые интерактивные технологии WEB 2.0- перспективное направление в работе библиотеки, новые возможности по продвижению книги Основные возможности применения блога в библиотеке Виртуальная книжная выставка - мобильный проводник в потоке информации. Буктрейлер - новая форма продвижения книги Творческий отчет как форма популяризации библиотеки в сервисе Prezi Использование сетевых сервисов в работе над литературным проектом.
Блог в библиотеке Зачем он нужен библиотекарю? 1.позиционирования себя как эксперта. Библиотекарь может представлять различные суждения по интересующей его теме, используя например Сервис Friendfeed 2. тестирования новых идей. Неформальный и дискутивный характер блогов, наличие обратной связи, позволяют использовать их как площадку для испытаний новых продуктов, услуг (их концепций); 3. персонализации общения. Сотрудники библиотек могут использовать блоги для персонализации своего общения с другими сотрудниками, с представителями других ключевых групп (читатели и проч.).
Блог «Библиотека Второй Санкт-Петербургской гимназии
Основные возможности применения в практике библиотек: Обзоры книг. Рекомендательные списки. Новости и анонсы мероприятий. Встраиваемые фото, видео и аудио виджеты. Дискуссии на профессиональные темы. Списки полезных электронных и физических источников. Планы, положения и другие официальные документы. Конкурсы и игры.
Ведение блога позволяет решить следующие задачи: Реклама своей деятельности Распространение библиотечных новостей Источник информации Блог даёт возможность быть в курсе интересующих событий, выделяет актуальные материалы. Источник профессиональной информации Блог насыщен информацией для специалистов библиотек Площадка для профессионального общения Тренажёр сервисов Веб 2.0
Виртуальные выставки - мобильный проводник в потоке информации новый вид информационно- библиографического обслуживания пользователей публичное интернет-представление документов из фондов библиотек Мобильна Компактна Содержательна Актуальный проводник в потоке информации
Какие задачи решает виртуальная выставка в библиотеке ? осваивают новый вид работы, применив цифровые технологии к выставочной работе библиотеки; сохраняют экспозицию на более длительный срок, чем это предусматривает традиционная выставка; поддерживают сохранность библиотечного фонда, представив материал в электронном виде; дают возможность удаленному пользователю воспользоваться информационными ресурсами библиотеки
Сервисы в помощь созданию виртуальной книжной выставки Photo Peach Bannersnack Play cast Prezi Animoto
Виды и формы виртуальных выставок книг Литературный проект к юбилею В.Каверина «В.Каверин-писатель трех эпох» Карты знаний Буктрейлер Интерактивный плакат Слайд-шоу
Этапы разработки проекта Выбор темы Постановка вопросов или выделение ключевых проблем План работы Просмотр и оценка найденных ресурсов Работа с ресурсами, оценка извлеченной информации Оформление представленных результатов Подготовка презентации по выбранной теме Использование сетевых сервисов (интерактивный плакат, карта ума, виртуальная книжная выставка) для более полного представления темы Анализ и оценка представленной работы
Prezi – сервис для создания интерактивной презентации
Буктрейлер - новая форма продвижения книги
Основные выводы Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу Задача библиотеки – показать школьникам и педагогам возможности современной библиотеки, стремится соответствовать реальным потребностям, давать полезные умения для получения качественного образования. Использование самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень