Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» г. Инта Республика Коми Работа с творчески одарёнными детьми на уроках литературного чтения в начальных классах составитель : Трощенкова Вита Витальевна г. Инта апрель 2012г.
Одарённый ребёнок в начальной школе
Насколько успешен будет одарённый ребёнок в школе, во многом зависит от его первого учителя
Психолого-педагогическая диагностика Наблюдение во всех видах деятельности ребенка Выявление уровня творческих способностей Анкетирование родителей
Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач: - выявить интересы и предпочтения родителей; - выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей; -узнать семейный опыт, традиции воспитания детей. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию творческих возможностей ребенка. Работа с семьёй
Роль семьи в развитии интереса к чтению «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему». 1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию. 2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок. 3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами. 4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. 5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. 6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы. 7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов. 8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних. 9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать). 10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение. 11. В доме должна быть детская библиотечка. 12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.) 13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. 14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему. 15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит. 16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают. 17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения. В. Уильяме.
Цель работы: Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профес - сионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для опти - мального развития детей.
Основные задачи: Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми; Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; Давать современное образование, используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях; Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одарённых детей; Организация разнообразной внеурочной деятельности; Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Принципы работы с одарёнными детьми: Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся); Принцип опережающего обучения; Принцип комфортности в любой деятельности; Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся; Возрастание роли внеурочной деятельности; Принцип развивающего обучения; Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения Формирование умения воспринимать художественный текст (Словарная работа, озаглавливание текста, составление плана, деление текста на части, выборочное чтение, определение типа, темы, главной мысли текста, подбор иллюстраций, восстановление текста и др.) Формирование литературно-творческих умений (Цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов, пересказ текста с заданием, составление по тексту кроссвор- дов, викторины, подбор загадок, составление ребусов к словам из текста, подборка поговорок, пословиц, работа со словарём фразеологизмов и др.) Обучение приёмам творческого фантазирования
Каким представляется человек, если посмотреть на него глазами кошки, собаки и др. Придумай легенду о цветах: роза, нарцисс, незабудка. «Фантазии» по картине, звуку, пословице, песенке. Пофантазируй, о чём может думать, например, пасхальное яйцо. Приёмы творческого фантазирования Составление своих иллюстраций, зарисовок, сравнение их с имеющимися.
ОСЕНЬ. Лес, точно терем расписной. Войдешь в этот терем и увидишь много интересного. Только я вошла, как меня окружили березки и осины в золотых платьицах. Осыпался с березы лист и, как ковёр, устлал дорогу. Около пня не висит пурпур брусничных кистей. Пошла я по пёстрому ковру и оказалась у ручья. На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок. Стала ель в лесу заметней. Вдали около опушки дремлет взрытая дорога. Я подняла голову и увидела, как, раскричавшись, к югу журавли летят. Оглянулась я вокруг, посмотрела на эти чудесные картины природы и подумала, что приятна мне, осень, твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье.
ОСЕНЬ. Лес, точно терем расписной. Войдешь в этот терем и увидишь много интересного. Только я вошла, как меня окружили березки и осины в золотых платьицах. Осыпался с березы лист и, как ковёр, устлал дорогу. Около пня не висит пурпур брусничных кистей. Пошла я по пёстрому ковру и оказалась у ручья. На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок. Стала ель в лесу заметней. Вдали около опушки дремлет взрытая дорога. Я подняла голову и увидела, как, раскричавшись, к югу журавли летят. Оглянулась я вокруг, посмотрела на эти чудесные картины природы и подумала, что приятна мне, осень, твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье…
Славная осень! Силы бодрит; Воздух усталыя на речке студёной, Здоровый, ядрёный лёд неокрепший Словно как в мягкой постели, Около леса, выспаться можно. Как тающий сахар, лежит. Покой и простор! Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталыя силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар, лежит. Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно. Покой и простор!
Задание: 1.К слову цветы подобрать глаголы, которые мы с ним употребляем в речи. 2. Попробовать зарифмовать эти глаголы. Цветок Появляются, растут, Зеленеют и цветут, Шепчутся, шумят, Тянутся, грустят.
Солнце Задание: 1.К слову солнце подобрать эпитеты, которые мы с ним употребляем в речи. Божественное, огненное, живое, сияющее, алое, вечернее.
Результат Иллюстрации к произведениям Участие в конкурсах, олимпиадах Театрализованные праздники Урочная деятельность Литературные гостиные Издание стихов и статей в городской газете Занятия в библиотеке Проектные работы
Литературнаягостиная Литературная гостиная Желаем удачи!
&catid=3:tchschool&Itemid=18