1
2
3
4
Необходимые материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, линейка, картинки. 5
6
7
8
Существительное в именительном падеже узнать легче всего. В предложении оно является подлежащим. Это главный член предложения, который называет того, о ком (или о чем) говорится в предложении. Выбери правильный ответ: Визжала (кто?) хрюшка, Катюшка, игрушка, старушка, ватрушка, врушка. Валялась (что?) хрюшка, Катюшка, игрушка, старушка, ватрушка, врушка. Зевала (кто?) хрюшка, Катюшка, игрушка, старушка, ватрушка, врушка. 9
А я - падеж Родительный, Характер мой общительный. Кого? Чего? И вот он я! Предлоги часто мне друзья. И "с", и "до", и "у", и "из", До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный бываю иногда, но в тексте различите вы два падежа всегда. Р.п. От слова до дела целая верста. 10
Легче всего узнать родительный падеж так: к существительному в родительном падеже можно подставить слово НЕТ, при этом существительное не изменяется: нет (чего?) клюквы нет (чего?) солнышка нет (кого?) ящерицы нет (кого?) дяденьки 11
Я- называюсь Дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом "к" порой дружу. Но и один гулять хожу. Д.п. Не по сути дело, а по делу суть. 12
13
А я Винительный падеж, И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них пятёрки я ловлю. Кого позвать? Во что играть? Готов ребятам подсказать, Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. В.п Ты за дело, а дело за тебя. 14
Чтобы узнать винительный падеж, нужно подставить к существительному слово ВИНЮ, то есть ОБВИНЯЮ, или ВИЖУ Виню (кого?) мальчика Вижу (кого?) слоненка Вижу (что?) пальму Нужно учиться не путать винительный падеж с именительным. В предложении винительный падеж обычно бывает дополнением. Сравни: Катя кидала мяч (вижу (что?) мяч) - В.п. Мяч ускакал от Кати (мяч (что сделал?) ускакал) - И.п. Предлоги с винительным падежом: В, НА, ЗА, ПОД, ЧЕРЕЗ, ПРО. 15
А я Творительный падеж Исполнен всяческих надежд. Творите!- Чем? Творите! -С кем? Я подскажу вам, нет проблем. Предлогом "перед", "под" и "над" В любой момент я очень рад. Т.п. Велик телом, да мал делом. 16
У творительного падежа слово- помощник ТВОРЮ Творю (кем?) слоном Творю (чем?) кисточкой Творю (кем?) лисой Предлоги с творительным падежом: ЗА, НАД, ПОД, С, ПЕРЕД. 17
А я падеж Предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём? я говорил? Ах да, нужны предлоги, без них мне нет дороги. Пусть будет "в", и "о", и "при"- ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять. П.п И умён, и крепок, и в деле гож. 18
Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом. Слово- помощник : ДУМАЮ или МЕЧТАЮ Думаю (о чем?) о чуде Мечтаю (о ком?) о собаке Думаю (где? в чем?) в классе Думаю (где? на чем?) на коне Предлоги у предложного падежа: О, ОБ, В, ВО, НА, ПРИ. Важно не путать предложный падеж с винительным. У них могут быть одинаковые предлоги, но отвечают они на разные вопросы: ГДЕ? - предложный падеж, КУДА? - винительный. Выйти на двор (на что? куда?) - В.п. Сидеть на дворе (на чем? где?) - П.п. 19
20
Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Кормит, лень, портит, а, труд. Птица, человек, крыльями, дружбой, сильна. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц. Вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж. Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал … животных, смотрел …. картину 21
Тест I. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? А Кто? Что? Б. Кем? Чем? В. Кого? Что? Г. Кого? Чего? II. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже? А –а,-я Б. –ой -ей В. –у,-ю Г. –ы, -и III. С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? А в, на, через Б. без предлогов В. к, по Г. у, из, до, около IV. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже? А подлежащим Б. сказуемым В. второстепенным членом V. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: увидел сестру А И.п. Б. Р.п. В. Т.п. Г. В.п. 22
Запомни этот стишок, чтоб знать падежи назубок: ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ 23
24
Учителя-логопеды: Пыжик Т.Е., Фёдорова О.В. Учащиеся 3 класса: Болтовский Алексей, Брем Анастасия, Бурдыкин Александр, Каспаров Даниил, Камышева Дарья. 25
26