Проблема становления личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений Е.Филиппова, Н.Плотникова Attitude towards School in regard to Child-Parent Relationship E.Filippova, N.Plotnikova
Изучалась взаимосвязь между становлением личностной позиции школьника (нового отношения ребенка к себе и месту в обществе) и отношениями в диаде мать – ребенок. Развитие ребенка исследовалось в двух системах отношений – «Ребенок - общественный взрослый» и «Ребенок - близкий взрослый». The relationship between the development of the attitude towards school (self-attitude and perception of own social position) and family relations has been investigated. Child development has been investigated in regard to two systems – child-social adult and child-proximate adult.
Исходные положения The research has been carried out under the following assumptions: Успешность обучения связана с преодолением непосредственного отношения к обучению и школе, а именно, со способностью ребенка относиться к нормам и правилам школы, учителю, оценке, учебной задаче как к нормам и требованиям общества. В основе опосредованного отношения к школе лежит формирование децентрации, способность выделять собственную позицию и ориентироваться на Другого. Способность к децентрации формируется в семье, в процессе сепарации ребенка от матери. Academic success is determined by the overcoming of a direct attitude towards school and learning, namely the ability to consider school regulations, school teacher, assessment, learning task as social requirements; Development of decentration and the ability to extract the own orientation to the Other lye in the basis of the mediated school attitude; Decentration develops in the family in the course of the separation from the mother.
Цель исследования: Установление связи между сформированностью личностной позиции школьника и отношениями с матерью (своевременно произошедшей сепарацией от матери). The object: Association between the attitude towards school and childe- mother relationship
В исследовании участвовали 40 детей, учащихся младших классов, и их матери. Тестирование этой группы проводилось дважды: во 2 и в 4 классе. Использовались методики "Семейный тест отношений", рисунок семьи, опросник детско-родительских отношений и структурированное интервью («Кто я»). Для определения сформированности позиции школьника изучались: мотивация обучения, способность к децентрации сформированность действия контроля, школьная успеваемость, отношение к учителю, нормам и правилам школы. Forty pupils from primary school and their mothers have been tested. The group has been tested twice: in the second and in the fourth classes. Instruments applied were the following family relations test, drawing of the family, child-parent inquiry, interviews. Learning motivation, decentration (Pictogram for the Other, Selmans role-taking probe questions), control, attitude towards school assessment, teacher, school regulations and academic success indicated to school attitude.
Анализ результатов / Analysis of results Результаты исследования обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS. Были использованы критерии U-Манна- Уитни и Т-Вилкоксона, коэффициент корреляции тау-Кендалла. Также был проведен факторный анализ. The results were computed by statistics packet SPSS. Criterion Mann-Whitney U, Wilcoxon signed-rank test and correlation coefficient Kendalls tau-b were used. Factor analysis also was done.
Результаты / Results I. Установлены корреляции / I. Correlations Децентрация (по «Пиктограмме для Другого») коррелирует с: - материнским контролем (τ= , р
Результаты / Results II-а. Различия между основной (О) и контрольной (К) группой (критерий деления на группы - сформированность учебной деятельности) II-а. Differences between basic (О) and control (К) groups (criteria - level of learning activity) 4 класс / 4 class ПараметрыРазличие Differences Достоверность Authenticity Оperation factors Количество неэффективных пиктограмм для Другого (Эгоцентризм) О > Кр
Результаты / Results II-а. Различия между основной (О) и контрольной (К) группой (критерий деления на группы - сформированность учебной деятельности) II-а. Differences between basic (О) and control (К) groups (criteria - level of learning activity) ретроспективно 2 класс / retrospective 2 class ПараметрыРазличие Difference Достоверность Authenticity Оperation factors Успеваемость во 2 классеО < Кр
Результаты / Results II-б. Динамика изменений от 2 класса к 4 классу II-b. Dynamics (2 class – 4 class) Основная группа / Basic group ПараметрыРазличие Difference Достоверность Authenticity Оperation factors Количество эффективных пиктограмм для Другого (Децентрация) 2 кл < 4 клр
Результаты / Results II-б. Динамика изменений от 2 класса к 4 классу II-b. Dynamics (2 class – 4 class) Контрольная группа / Control group ПараметрыРазличие Difference Достоверность Authenticity Оperation factors Количество неэффективных пиктограмм для Другого (Эгоцентризм) 2 кл > 4 клр
Результаты / Results III-а. Различия между основной (О) и контрольной (К) группой (критерий деления на группы – уровень материнской гиперопеки) III-а. Differences between basic (О) and control (К) groups (criteria - level of mothers hyper protection) 2 класс / 2 class ПараметрыРазличие Difference Достоверность Authenticity Оperation factors Включенность папыО > Кр Кр
Результаты / Results III-б. Динамика изменений от 2 класса к 4 классу III-b. Dynamics (2 class – 4 class) Основная группа / Basic group ПараметрыРазличие Difference Достоверность Authenticity Оperation factors Уровень символизации2 кл < 4 клр
Результаты / Results III-б. Динамика изменений от 2 класса к 4 классу III-b. Dynamics (2 class – 4 class) Контрольная группа / Control group ПараметрыРазличие Difference Достоверность Authenticity Оperation factors Количество неэффективных пиктограмм для Другого (Эгоцентризм) 2 кл > 4 клр
Результаты / Results IV. Факторный анализ / Results of Factor analysis Выделено 12 факторов, из них7 – наиболее интересны: «Децентрация». Показывает связь между низкой гиперопекой, высоким сотрудничеством со стороны матери и децентрацией и самопринятием у ребенка. «Хорошая мать». Принятие ребенка, сотрудничество, последовательность в воспитании, низкая воспитательная конфронтация, удовлетворенность отношениями, ощущение ребенком комфорта в семье, низкая гиперопека (с точки зрения ребенка), высокая эмоциональная близость мамы и ребенка связаны с высоким уровнем децентрации и академической успеваемостью ребенка. It has been found out 12 factors, 7 from them are more interesting for us. Decentration. Absence of hyper protection and high cooperation connect with decenration and positive child self-relation. Good mother. Mothers acceptance of child, cooperation, mothers predictable, none- confrontation in parent style, satisfaction of child- mother relation, family comfort, absence of hyper protection, emotional intimacy connect with decentration and academic success.
Результаты / Results IV. Факторный анализ / Results of Factor analysis «Амбивалентная мать». Показывает связь между высокой тревожностью, низкой удовлетворенностью отношениями с ребенком, воспитательной конфронтацией, низким гиперпотаканием, высокой эмоциональной близостью и низкой децентрацией (по принятию роли). «Нарушение отношений». Негативно окрашенное взаимодействие с мамой в восприятии ребенка связано с отсутствием децентрации (по «Пиктограмме для Другого» и по принятию роли). «Включенность во взаимодействие с другими». Интенсивное положительное взаимодействие с другими членами семьи связано с децентрацией. Unpredictable mother. Hidh anxiety, unsatisfaction of child-mother relationship, confrontation of parent style, low mothers hyper permission, emotional intimacy connect with low decentration (by role-taking). Unsatisfacied child-mother relations. Negative child- mother relations connect with low level of decentration (by Pictogram for Other and role-taking). Inclusion in interaction with Others. Active positive family interaction connect with decentration.
Результаты / Results IV. Факторный анализ / Results of Factor analysis «Хороший ученик». Высокие учебная мотивация и самоконтроль, децентрация (по «Пиктограмме для Другого») связаны с низкой тревожностью мамы, удовлетворенностью отношениями с ребенком, высокой требовательностью к ребенку. «Холодная мать». Низкая эмоциональная близость, низкое потакание ребенку связаны с отсутствием децентрации. Фактор «Хорошая мать» значимо больше выражен в контрольной группе (К > О, р 0,01) (критерий деления на группы – уровень сформированности учебной деятельности). Good student. High learning motivation, self- control and decantration (by Pictogram for Other) connect with low mothers anxiety, satisfaction of child-mother relation, high exacting mother. Cold mother. Low emotional intimacy, low mothers permission connect with low decentration. There is significant difference between basic (O) and control (K) groups by factor Good mother (К > О, р 0,01) (criteria - level of learning activity).
Выводы / Conclusion У детей с несформированной позицией школьника нарушены отношения с матерью. В этом случае воспитательный стиль матери характеризуется гиперопекой, высоким уровнем тревожности за ребенка, непоследовательностью, низкой удовлетворенностью отношениями с ним, сверхвысоким контролем Гиперопекающая мать формирует у ребенка «зону задержки развития», неспособность действовать самостоятельно, независимо от матери. Можно говорить, что сформированность позиции школьника находится во взаимосвязи с отношениями в диаде "мать - ребенок". It has been found out that students with undeveloped school attitude are characterized by unsatisfied child-mother relations. Parent style is characterized by high anxiety level, hyper protection, high control mothers are unsatisfied with her relations with the kid, her behavior is unpredictable. The hyper protecting mother is responsible for the emergence of the development retardation zone, i.e. provokes the lack of ability to act independently. One can conclude that development of school attitude is associated with child-mother diad relationship.