М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус».
Цели: Познакомиться с личностью поэта. Почувствовать настроение стихотворения «Парус». Проанализировать стихотворение. Развивать творческие способности.
Михаил Юрьевич Лермонтов
В семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны (урожденной Арсеньевой) Родился в Москве 3 октября 1814 г.
Мать поэта- Мария Михайловна Лермонтова, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатому и знатному роду Столыпиных. Отец поэта- Юрий Петрович Лермонтов, армейский капитан, небогатый и неродовитый дворянин.
Ужасная судьба отца и сына- жить розно и в разлуке умереть..
Детские впечатления о столкновениях бабушки и отца нашли отражение также в юношеских произведениях. Арсеньева Елизавета Алексеевна – бабушка поэта.
Тарханы
Бабушка несколько раз вывозила мальчика на Кавказские минеральные воды. Эти путешествия оставили большое впечатление в душе романтически настроенного подростка.
Классная комната
Когда поэту исполнилось 14 лет, его зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время и получило развитие поэтическое дарование юноши.
Но через 2 года, в 1832 г, оставляет Московский университет, переезжает вместе с бабушкой в Петербург. В 15 лет Лермонтов перешел учиться в Московский университет.
В Петербурге он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, из которой в 1834 он выпускается корнетом лейб-гвардии гусарского полка.
Слава к Лермонтову приходит вместе со стихотворением "Смерть Поэта" (1837) - откликом на дуэль А.С.Пушкина.
А жить ему после гибели Пушкина осталось лишь 4 года…
В Пятигорске происходит роковая встреча с Н.С.Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Поэту не было еще и 27 лет. Во многих городах можно увидеть памятники поэту.
Аким Петрович Шан-Гирей, троюродный брат поэта. Екатерина Александровна Сушкова М.Ю.Лермонтов глазами современников
Писал стихи и прозу Играл на скрипке, рояле Пел арии, сочинял музыку Рисовал карандашом Писал картины маслом и акварелью Решал сложные математические задачи Прекрасно играл в шахматы Владел иностранными языками
Тема одиночества- проходит через всё творчество поэта.
Парус Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой?. Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Парус Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой?. Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря
Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Инверсия- одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение. Теория литературы
Антитеза- это противопоставление. Противопоставлены друг другу могут быть картины, фразы,слова. Теория литературы
Антитеза в стихотворении «Парус» Ищет-? В стране далекой-? Ветер свищет-? Буря -? Кинул В краю родном Струя светлей лазури Покой
Парус. Свободный, гордый. Мчится, мечтает, любит. Одинокий парус ищет друзей. Свобода. Море. Величественное, опасное. Поглощает, играет, зазывает. Море увлекает в неведомые дали. Стремительность.
Домашнее задание: 1. Учить наизусть стихотворение «Парус». 2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Спасибо за работу!
Урок в 6 классе подготовила и провела учитель МОУ Лучинниковской оош Макарова Елена Викторовна.