«Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ). (ВП-П ).
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культуроведческим и направлен на развитие у школьников лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. ! Новый предмет не знаниевый, а воспитывающий (безотметочное обучение) основная точка зрения на предмет
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. система достижения цели
Задачи учебного курса ОРКСЭ Задачи учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей
Задачи учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы 4. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА Курс охватывает 4 класс Курс охватывает 4 класс Общее количество часов - 34 Общее количество часов - 34 Дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе Дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе Предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы Предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы Модульное построение, возможность выбора модуля Модульное построение, возможность выбора модуля
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Включает в себя 6 модулей Основы православной культурыОсновы православной культуры Основы исламской культурыОсновы исламской культуры Основы буддийской культурыОсновы буддийской культуры Основы иудейской культурыОсновы иудейской культуры Основы мировых религиозных культурОсновы мировых религиозных культур Основы светской этикиОсновы светской этики
Учебный курс ОРКСЭ – единая комплексная учебно- воспитательная система Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1час) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (28 часов) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (28 часов) Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) (5 часов)
Базовые ценности Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. Содержание каждого из модулей организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия Содержание каждого из модулей организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия
Учебно-методическое обеспечение преподавания инновационного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебно-методический комплект издательства «Просвещение»
Содержание учебного модуля «Основы светской этики» Россия – наша Родина. Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебник издательства «Просвещение»
Мифы, которые сопровождают введение нового предмета Миф 1 – в школу придут священнослужители Миф 1 – в школу придут священнослужители Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался
Как помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»? Практическиесоветы для родителей
Совет 1 Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка, Вы и есть главный для ребенка воспитатель. Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка, Вы и есть главный для ребенка воспитатель.
Совет 2 Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Совет 3 Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Совет 4 Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка, воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка, воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Совет 5 Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики» - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики» - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Успехов всем нам в освоении нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»! Успехов всем нам в освоении нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»!