Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования Ушакова Е.Г. Сургут, 16 апреля 2013 ИПОП «Эврика»
Декомпозиция задач по естествознанию на предметные действия 1Читательская грамотность Работа со схемами Умение восстанавливать последовательность событий 2Читательская грамотность Работа со схемами Умение пользоваться диаграммами и графиками (работать с информацией) 3Читательская грамотность Умение связно излагать свои мысли, рассуждать Умение восстанавливать последовательность событий Читательская грамотность Работа со схемами Умение пользоваться диаграммами и графиками (работать с информацией) Умение связно излагать свои мысли, рассуждать Умение восстанавливать последовательность событий
Информационная грамотность Инструкция как особый вид текста (действие по инструкции, составление инструкции) Действие в соответствие с заданной инструкцией 11.1 Перевод текста – описания в текст - инструкцию Использование моделей (графико – знаковых средств) для решения задач Соотнесение текста математической задачи с несколькими чертежами к ней 12.1 Графическое моделирование в нестандартной ситуации Видеть, выдвигать гипотезы и находить им доказательства Работа с информационным текстом: выделение в тексте гипотезы эксперимента и его этапов Работа с описанием эксперимента по тексту и его коррекция 23.2 Использование информации, предоставленной в различных формах, интерпретация данных, выдвижение гипотезы Чтение и интерпретация столбчатых диаграмм на основе данных формулировки гипотез Интерпретация данных таблицы: установление зависимостей на основе данных таблицы и фиксация их в тексте 24.2.
Коммуникативная грамотность Работа с точками зрения других учащихся, формирование своей собственной точки зрения Отношение к точкам зрения других учащихся на основе формальных знаний 15.1 Отношение к различным точкам зрения, представленным в тексте; выдвижение и обоснование собственной точки зрения, которая может быть различной 25.2.
Учебная грамотность Умение учиться – способность определять, каких именно знаний и умений недостает человеку для действий в данной ситуации. Умение видеть границу знаний/незнаний в позиции другого Учащийся должен выделить слова, в которых все звуки находятся в сильной позиции 16.1 Учащийся должен сделать два действия: провести анализ текстов задачи для определения возможности их решения, зафиксировав в качестве советов, что необходимо добавить к условиям задачи, чтобы их можно было решать Умение учиться – поисковая составляющая – способность находить и осваивать недостающие знания и умения Ученику дается в готовом виде правило. Он должен применить его для решения новой задачи Ученик по заданной графической схеме, изучив ее устройство, должен решить новую задачу
Осуществление контрольно – оценочных действий за действиями и результатами других учащихся Анализ способа действия других детей, опирающийся на знание детьми способов проверки слабой позиции Учащийся анализирует ответ двух учеников, анализирует ошибки не только в ответе, но и в способе ее решения 23.2 Сравнение, классификация объектов по одному или нескольким основаниям, обобщение Выбор полного и правильного описания растений, основанного на двух типах классификации Деление геометрических фигур на две группы по определенному основанию, заданному в рисунке Установление границы знания/ незнания и попытка ее преодоления – выход в зону ближайшего развития Использование знаний (прямая пропорциональная зависимость) в квазиреальной (бытовой) ситуации Нахождение нового способа действия (дети не владеют операциями с дробями)
Основные «минимумы» Работа с текстом: Текст как инструкция (перевод текста – описания в текст – инструкцию); Информационная составляющая текста; Фиксирование собственного мнения, решения, отношения. Моделирование: Отсутствие навыков моделирования (создания, построения моделей) во всех предметных областях; Неумение работать с чужими (предлагаемыми) моделями
Анализ реплик и комментариев детей Эмоциональные: «задача трудная», «задача не решается»- 40%; Констатирующие: «не знаю как решать», «мы этого не проходили» - 40%; Содержательные: «не хватает данных», «нет массы Луны», «нельзя из пословицы делать опыт», «не знаю, из какого стекла сделаны банки» - 20%.
Структура содержательного анализа заданий 1. «Декомпозиция» заданий на деятельностные и содержательные составляющие. Постановка вопроса: что должно быть «в голове», в опыте, в способах действий у ученика (человека вообще), чтобы он мог решить такое задание?