Функционирование розничных рынков в 2013 году. Введение социальной нормы потребления Москва 24 октября 2013 г. Райсих Александр
2 Введение социальной нормы потребления – Постановление Правительства РФ 614 от
Сравнение цен на э/э для населения в Европе и России (2012 год) 3 Source: HEPI by Energie Control Austria and VaasaETT Ltd, ,5 Перекрестное субсидировани е 250 млрд.руб.
Цели введения социальной нормы 4 Чем больше потребление - тем больше льгота Текущее положение дел: население субсидируется прочими категориями потребителей Соцнорма – уровень, достаточный для комфорта Тариф сверх соцнормы должен стремиться к реальной цене Цель: льготные тарифы – при среднем уровне потребления Либо экономишь Либо платишь за сверхнормативно е потребление по реальной цене Стимулирование энергосбережения
Дифференциация соцнормы по ПП А также: Значения соцнормы с коэффициентом 1,2/1,5 для ветхого/аварийного жилья Значения соцнормы с коэффициентом 1,5 для одиноких пенсионеров/инвалидов со 2- го года Размер соцнормы для 6 группы домохозяйств Размер соцнормы для приравненных к населению категорий (на усмотрение субъекта РФ)
Соцнорма и тарифы в пилотных регионах 6 Линейная формула (с 2005 года) Новая формула (с 1 сентября 2013 года)
7 Оценка среднего роста платежа граждан в первый год введения соцнормы Если решения предполагают что: 70% совокупного объема потребления покрывается соцнормой тариф сверх соцнормы на 30% выше тарифа в пределах соцнормы Рост платежа не превысит 10%, если домохозяйство не превысило соцнорму более чем на 50% Таких семей – менее 1/10
Покрытие потребления домохозяйств соцнормой в пилотных регионах 8 Орловская обл.Нижегор. обл.Ростовская обл.Владимир. обл.Краснояр.крЗабайкалье СН покрывает 90% и более СН покрывает 85% и более СН покрывает 75% и более СН покрывает 65% и более СН покрывает 50% и более Максимальное отличие платежа (в сравнении с домохозяйством, которое потребляет в пределах соцнормы), руб. в месяц
6 Тарифы до принятия социальной нормы: Тарифы после принятия социальной нормы: 1. Для городского населения с газовыми плитами 2. Тариф на передачу по группе население 1,5 руб./кВтч. 3,62 руб./кВтч. Город газ.пл: 1,7 руб./кВтч. +0,2 руб./кВтч. (+16%) Гор.эл.пл. и село: 0,8 руб./кВтч. -0,7 руб./кВтч. (-43%) Город газ.пл: 2,1 руб./кВтч. +0,6 руб./кВтч. (+38%) Гор.эл.пл. и село: 1,1 руб./кВтч. -0,4 руб./кВтч. (-28%) 3,50 руб./кВтч. -0,12 руб./кВтч. (-3,3%) 3,89 руб./кВтч. +0,27 руб./кВтч. (+7,4%) В пределах СН Сверх СН Ростовская область: принятие тарифных решений Слайд ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго»
Согласно норм ПП РФ 614 от года предусмотрен следующий порядок обмена информацией по применению социальной нормы между заинтересованными сторонами: Гарантирующий поставщик Уполномоченный орган исполнительной власти Органы местного самоуправления Органы регистрационного учета Органы соцзащиты и Пенсионного фонда Комиссия по оценке ветхого и аварийного жилого фонда Прочие исполнители коммунальных услуг Поток информации о количестве зарегистрированных граждан Поток информации о пенсионерах и ветхом жилье Минусы предусмотренной схемы: 1.Отсутствие единой базы данных по всем параметрам необходимым для расчета; 2.Необходимость взаимодействия ГП и ИКУ с несколькими держателями информации. Слайд ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» Порядок взаимодействия в соответствии с ПП 614
11 Проект порядка обмена информацией разработанного ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» совместно с Администрацией РО и Региональной службой по тарифам РО в рамках Регламента Уполномоченный орган исполнительной власти Органы местного самоуправления Органы регистрационно го учета Комиссия по оценке ветхого и аварийного жилого фонда Пенсионный фонд Гарантирующий поставщик Прочие исполнители коммунальных услуг Поток информации о количестве зарегистрированных граждан, пенсионерах и ветхом жилье Плюсы предлагаемой схемы: 1.Наличие единой базы данных; 2.Наличие единого центра ответственности за достоверность данных. Слайд ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» Действующий регламент взаимодействия ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго»
Первые результаты Величина соцнормы Утвержденная Правительством РФ методология более четко отражает характеристики потребления, чем простая линейная формула, которую использовали пилоты с 2005 года Предусмотрен ряд случаев увеличения соцнормы по объективным причинам (состав электрооборудования или состояние жилья) либо из соображений снятия социальной напряженности (одинокие пенсионеры, инвалиды, село) Покрытие соцнормой потребления По новой методологии не менее 40% семей полностью попадают в соцнорму, не менее 70% - соцнорма покрывает 75% потребления Для реального решения проблем перекрестного субсидирования соцнорма должна устанавливаться в объективном размере Влияние на платеж В регионах, где соцнорма действует с 2005 года, разница в тарифах уже составляет более 30% В таких регионах максимальное отличие платежа для семьи, которая всего на 50% укладывается в соцнорму (менее 10% семей) составляет менее 500 рублей При первом введении соцнормы (в Ростовской области), максимальное отличие составляет менее 100 рублей 12
График мероприятий по внедрению соцнормы в 2014 году МероприятиеОтветств.ОснованиеОстальные Утверждение регламента обмена информацией РЭКп.9 пост (за 4 месяца) Предоставление информации о количестве зарегистрированных лиц в РЭК ОМСУп.8 пол (за 3 месяца) Предоставление информации о годовом объеме потребления в жилых помещениях в РЭК ГПп.4-7 пол – (за 4-5 месяцев) Установление величины соцнормыРЭКп.3 пост Применение соцнормып.5 пост.с Формирование (актуализация) единой базы о численном составе домохозяйств РЭКп.22 пол. Направление выписок ИКУ из единой базы данных РЭКп.23 пол. 13
Предложения Величина соцнормы Ввести верхнее ограничение на совокупный объем, покрываемый социальной нормой – не более 85% Установить ограничение на социальную норму – не более 0,9 от норматива Применение социальной нормы Рассмотреть возможность специальной соцнормы для многодетных семей Предусмотреть право выставлять полный объем по тарифам сверхсоцнормы, если ни от муниципалитетов, ни от потребителя нет информации о численности зарегистрированных лиц Размер тарифов Установление тарифов сверхсоцнормы для домов с электроплитами и для села с коэффициентом 1 (более быстрые темпы роста, чем у тарифов в пределах соцнормы) 14
15 Особенности ценообразования для потребителей свыше 670 кВт
Базовые принципы 1 ценовая категория – определение стоимости мощности в конечной цене по остаточному принципу Зависит от объемов оплаченной мощности в прочих ЦК, от объемов населения 2 ЦК, объемы населения – информация об объеме мощности расчетная Как следствие - ЧЧИМ 1 ЦК достаточно выгодный 3-6 ЦК: информация об объемах мощности на основании данных почасового учета –Если его нет – расчетный способ С 1 июля 2013 года потребители с мощностью свыше 670 кВт не вправе рассчитываться по 1 -2 ЦК (состоялся автоматический переход в 3 ЦК) 16
17 Данные по 26 компаниям из числа участников НП ГП и ЭСК
Следствия введения требований о расчетах потребителей по 3-6 ЦК Потребители, даже имеющие почасовой учет, до 1 июля 2013 года зачастую рассчитывались по 1 ЦК, так как цена была более привлекательной –После 1 июля 2013 года оплачивают собственную мощность –Рост стоимости зависит от того, насколько собственный график оптимален Потребители, не имеющие почасового учета не стремились к его установке, а предупреждения о возможных последствиях игнорировали –После 1 июля 2013 года оплачивают мощность, определенную расчетным методом –Рост стоимости зависит от того, насколько велик разрыв между максимальной мощностью и реальным потреблением 18
19 Динамика ЧЧИМ в июле 2013 года
20 Итоговое соотношение ЧЧИМ 1 и 3 ЦК в июле 2013 года
Предложения Создание экономических стимулов для использования почасового учета и использования 3-6 ЦК взамен навязывания потребителю соответствующих требований Отказ от остаточного принципа формирования цен для 1 ЦК Фиксация ЧЧИМ для 1 ЦК на уровне Отмена запрета на использование потребителями более 670 кВт 1 ЦК Маржинальный доход ГП в связи с фиксацией ЧЧИМ по 1 ЦК использовать на уменьшение перекрестного субсидирования 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!