Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann hw@lemitec.dehw@lemitec.de Электронный путеводитель- практикум по литературе для учеников 9-11.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
Advertisements

Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
РОМАН «ОБЛОМОВ» СМЫСЛ НАЗВАНИЯ. Анализ эпического произведения Жанр произведения Анализ композиции Анализ системы персонажей Анализ конфликта Анализ сюжета.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» Урок литературы в 10 классе.
А.П.Чехов «Ионыч» Урок литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста.
Идея произведения Целостный ( комплексный ) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста (ключевые слова) Эпиграф.
Дидактический материал Обучение разным видам чтения на уроках русского языка в 7– 9 классах.
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Подготовка к ЕГЭ Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (теория) Кашпур Наталья Ивановна ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2013.
Особенности композиции рассказа О.Генри «Дары волхвов»
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в средней школе.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Некоторые этапы и приемы анализа художественного текста. Проза Материалы для практикума.
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Повествование Композиция: Экспозиция; Завязка; Развитие действия; Кульминация; Развязка.
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
А.П.Чехов «Душечка» Урок литературы в 9 классе. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Транксрипт:

Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Электронный путеводитель- практикум по литературе для учеников 9-11 классов «Композиция художественного текста» Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 22», Череповец

Содержание - 1 Виды информации в художественном тексте Виды композиции Внесюжетные элементы Единицы композиции Композиционные приёмы Композиционные средства Композиционные формы прозаической речи Композиция художественного произведения

Содержание - 2 Образ автора Опорные точки композиции Сильные позиции текста Структура художественного текста Сюжетные элементы Текст Типы композиции Точка зрения Список использованной литературы

Виды информации в художественном тексте ? Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста. ? Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (главная мысль). У разных читателей разная информация. ? Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств. Подтекстовая Фактуальная Концептуальная

Виды композиции Кольцевая Зеркальная Линейная Умолчание Ретроспекция Свободная Открытая

Внесюжетные элементы ОписаниеАвторские отступления Вставные эпизоды ??? ПортретПейзаж Интерьер

Единицы композиции Портрет Пейзаж Диалог Монолог Характеристика Письмо персонажа Авторская ремарка Лирическое отступление

Композиционные приёмы Перекличка между началом и концом текста или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения ? Подбор однородных образов или деталей ? Антитеза образов ? Два соседних образа рождают новый смысл ? Усиление Повтор Противопоставление Монтаж

Композиционные средства Повторы и вариации Мотивы Крупный план Общий план Умолчания Точка зрения Со-и противопоставления Монтаж Временная организация текста

Композиционные формы прозаической речи Повествование Описание Характеристика

Композиция художественного произведения «Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности». (Есин А.Б.) «Композиция – система фрагментов текста произведения, соотнесённых с точками зрения субъектов речи и изображения, эта система организует, в свою очередь, изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображённый мир». (Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н.)точками зрения «Предполагается, что структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (описание), и исследовать отношения между ними». (Успенский Б.)структуру художественного текста

Образ автора Образ автора – «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем – рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого». (Виноградов В.В.)

Опорные точки композиции Кульминация Развязка Перипетии в судьбе героя Сильные позиции текста Эффектные художественные приёмы и средства Повторы Противопоставления

Сильные позиции текста Название Эпиграф Первое и последнее предложения Слова в рифме стихотворения

Структура художественного текста Категории содержания Категории формы ?? ?? ?? Приём Язык Композиция Идея Материал Тема Сюжет

Сюжетные элементы Развитие действия Кульминация Падение действия Эпилог Завязка Развязка Экспозиция

Текст «При определении понятия «текст» следует исходить из признаков, присущих всем текстам. К таким признакам можно отнести следующие: 1) текст – это сообщение (то, что сообщается) в письменной форме; 2) текст характеризуется содержательной и структурной завершённостью; 3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).автора На основе приведённых признаков текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому. В синтаксическом отношении текст представляет собой совокупность предложений (реже одно предложение), связанных по смыслу и с помощью лексико-грамматических средств». (Лосева Л.М.)

Типы композиции ПростаяСложная ?? ЛинейнаяТрансформационная

Точка зрения Точка зрения в литературном произведении – «положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображённом мире (во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор – как в отношении «объёма» (степень осведомлённости), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой – выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора». (Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н.)

Список использованной литературы-1 Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., Горшков А.И. Русская стилистика. – М., Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. – М., Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. – В книге: Теория литературы. - М., 1964.

Список использованной литературы - 2 Лосева Л.М. Как строится текст. – М., Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.,2003. Одинцов В. Стилистика текста. – М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 томах. – М., Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб, Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.

Виды информации в художественном тексте. Проверь себя Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (главная мысль). У разных читателей разная информация. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств. Подтекстовая Фактуальная Концептуальная

Внесюжетные элементы. Проверь себя ОписаниеАвторские отступления Вставные эпизоды Портрет Пейзаж Интерьер

Композиционные приёмы. Проверь себя Перекличка между началом и концом текста или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения Подбор однородных образов или деталей Антитеза образов Два соседних образа рождают новый смысл Усиление Повтор Противопоставление Монтаж

Структура художественного текста. Проверь себя Категории содержания Категории формы Приём Язык КомпозицияИдея Материал Тема Сюжет

Типы композиции. Проверь себя ПростаяСложная ЛинейнаяТрансформационная