Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока
«Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
отсутствие назидательности и авторитарности воспитание, а не изучение культуры здоровья элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти в школу наличие физкультминуток наличие гигиенического контроля
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная); использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Здоровьесберегающие действия: оптимальная плотность урока; чередование видов учебной деятельности.
Оптимальная плотность урока предусматривает количество видов учебной деятельности; их смена; длительность и чередование; отвлечения от учебной работы.
Виды учебной деятельности чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание пособий, ответы на вопросы, самостоятельная работа.
Рекомендации считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, нерациональным – 1-2; смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; массаж активных точек;
Цель оздоровительных моментов отдых центральной нервной системы; профилактика утомления; профилактика нарушений осанки; профилактика ухудшения зрения.
Рекомендации по организации оздоровительных моментов комплексы упражнений должны меняться раз в неделю; проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Наличие эмоциональных разрядок поговорка; высказывание; веселое четверостишие; юмористическая или поучительная картинка.
Цель эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
Рекомендации В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
Правильная поза ученика во время занятий за столом длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; высота ножек стула должна равняться длине голени; голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка;
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует см; тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов; при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы; позвоночник опирается на спинку стула; предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно; плечи находятся на одном уровне.
Рекомендации рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке; ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом; непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления; педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
Положительные эмоции создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса; положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Будьте здоровы!