Урок русского языка в 9 классе (развитие речи). Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Задачи урока: 1.Учить передавать свои впечатления от того, что создано художником. 2.Формировать умения высказывать свои мысли связно и логично. 3.Пробудить интерес к живописи.
Главное в искусстве – это столкновение с большими мыслями художника, который заставляет и зрителя подумать о том большом, что хотел сказать художник. Б. Иогансон
Знакомство с художником. Михаил Васильевич Нестеров Нестеров (1862 – 1942)
Известный живописец, автор талантливых, своеобразных картин, создатель поэтических религиозных образов, связанных с этическими исканиями 1880 – 1910 годов («Видение...», «За Волгой», «Пустынник», «За приворотным зельем» ). В советское время писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей советской культуры «И. П. Павлов», «В. И. Мухина». Лауреат Государственной премии СССР (1941 год), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 год). ВолгойПустынникзельем
«За Волгой»
«Пустынник»
«За приворотным зельем»
Что изображено на картине?изображено Что вам известно о людях, изображенных на картине? Что вам известно о событиях, изображенных на картине? В чем особенность пейзажа, на котором разворачиваются события? Помощь!
Замысел картины. «Видение отроку Варфоломею» (1889 – 1890) – одна из наиболее интересных работ художника. Замысел картины о юности Сергея Радонежского возник у М. В. Нестерова в Абрамцеве. В 14 веке в этих краях жил Варфоломей (в монашестве стал Сергием и под этим именем вошел в историю). Сергий Радонежский – один из выдающихся людей своего времени. Он сыграл большую роль в объединении враждующих русских князей накануне Куликовской битвы, основал монастырь, который позже (с 1744 г.) стал именоваться Троице – Сергеевой лаврой. (Лаврами в России называли крупные, наиболее известные монастыри.) Вот, что писал о замысле картины автор: «Интерес картины заключатся должен в поэтичности и простоте трактовке ее. Достигну ли я этих, по – моему, главных условий картины, скажет будущее... Серый, осенний день клонится к вечеру, тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет и листочка молодых рябинок и берез, раскинувшихся по откосу сжатого поля, далеко видно кругом, видна и речка, и соседние деревни. За лесом выглядывает погост, на нем благовестят к вечерне... Уже давно Варфоломей ходит по полю. Отец послал его искать лошадей. Он устал, хотел присесть у дуба, подходит поближе, около него стоит благообразный старец. Он молится. После молитвы старец любовно подозвал Варфоломея к себе, благословил его, утешил и дал ему частицу тела Господня, а затем вместе с Варфоломеем пошел в дом отца его...» Словарь
Погост – первоначально центр сельской общины на северо – западе Древней Руси. Позднее центр округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 века погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем. Позднее сельское кладбище. Благовестят – от благовест – праздничный колокольный звон, совершаемый одним колоколом. Вечерня – одна из христианских церковных служб. Благообразный старец, черноризец – монах. Пресвитер – священник. Пейзаж – фр. Вид, изображение какой-либо местности. В живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения – пейзаж.
Отзыв Паустовского. «Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах, - кажется олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияние ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок. Самое замечательное в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы. Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России... Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера». Какие художественные средства использует Паустовский?
Художественные средства, использованные Паустовским. Эпитеты. Олицетворения и метафоры. Сравнения. Глубочайшей чистоты глаза Девочка – березка Воздух чист, как ключевая вода. Сокровенная красота Травы, синеглазые реки, взгорья и темные леса прислушиваются к долетающему вполголоса звону. Картина эта, как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей Родины. Неоглядные дали Тихие леса Пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце Скромный венчик Синеглазые реки Родимые земли
Задание: Написать сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею», ориентируясь на вопросы: Какую оценку картины дает Паустовский? Как художник реализовал свой замысел? Какие чувства вызывает у вас картина? Поделитесь своим видением картины.