Курс литературы в старших классах историко-литературная основа, линейный принцип построения материала: 9 класс: 18 – первая половина XIX вв.; 10 класс: вторая половина XIX века; 11 класс: ХХ век.
Курс литературы в старших классах художественные произведения изучаются в единстве содержания и формы на основе целостного анализа; целостное представление об историко- литературном процессе; курс литературы строится на основе чередования обзорных и монографическим тем.
Обзорные темы: от 1 до 4 уроков изучение в обзоре круга произведений, которые не рассматриваются текстуально; систематизация представлений учащихся о роли и месте писателей в литературном процессе. Цель: охарактеризовать общественно- политическую и литературную среду, окружающую писателей, в той степени, в какой это необходимо для материала, изучаемого текстуально.
Обзорные темы знакомят: с особенностями конкретного времени, литературными направлениями, литературными группами, поисками и свершениями, определившими лицо эпохи.
Классификация обзорных тем 1) Вводные темы. Обзор русской литературы второй половины XIX века. 2) Обобщающие темы. Тема дома и семьи в русской литературе ХХ века. 3) Обзорное изучение творчества отдельных писателей. Поэзия Н. Гумилева.
Классификация обзорных тем 4) Обзорное изучение произведений, ставших событием в литературной жизни данной эпохи. Литература конца 20 – начала 21 вв. Общий обзор произведений последних десятилетий. Проза: В.Белов, А. Битов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Б. Чичибабин. 5) Обзор определенного периода общественно- литературного процесса. От Серебряного века к эпохе социализма (10 – 30-е гг. ХХ века).
Обзорные темы включают: краткий анализ художественных текстов; сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях.
Формы проведения уроков, посвященных изучению обзорных тем урок-лекция; лекция с элементами беседы; лекция с использованием выступлений учащихся.
Задания для самостоятельной подготовки 1) подбор обзорных тем: разработать темы уроков литературы, посвященных изучению обзорных тем, по одному примеру на каждый из пяти типов обзорной темы; 2) разработка конспекта урока литературы, посвященного изучению обзорной темы.