ИТОГОВЫЙ ТРЁХУРОВНЕВЫЙ ЗАЧЁТ ПО ТЕМЕ: «ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА» 9 КЛАСС разработала учитель МБОУ- гимназия г. Мценска Артемова Елена Викторовна ИТОГОВЫЙ ТРЁХУРОВНЕВЫЙ ЗАЧЁТ ПО ТЕМЕ: «ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА» 9 КЛАСС разработала учитель МБОУ- гимназия г. Мценска Артемова Елена Викторовна
ЦЕЛЬ : СОСТАВИТЬ ЗАДАНИЯ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ ТРИ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ЛИТЕРАТУРНО - КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНО - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛИ
ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ Знание и понимание ключевых проблем произведений А. С. Пушкина Воспроизведение связей произведений с эпохой их написания
ЛИТЕРАТУРНО - КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Восприятие, критическое оценивание и интерпретирование прочитанного Аргументирование своего мнения Создание собственных текстов с оценками прочитанного
ЛИТЕРАТУРНО - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Освоение основных литературоведческих понятий как средств анализа художественных произведений Словесное оформление высказываний аналитического характера
Соответствие требованиям ФГОС Формирование потребности в систематическом чтении Воспитание квалифицированного читателя Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
Организация зачета Учащимся предлагается ряд заданий, из которых они могут выбрать любые, но не менее з - х. Уровни сложности и компетенции не указаны. Учащиеся могут пользоваться текстами произведений. Задания 1 – 5 первого уровня компетенции, выявляют формальный уровень читательской грамотности. Задания 6 – 9 выявляют предметный уровень грамотности ( требуют от читателя интерпретации текста, понимания сказанного неявно, выявления авторских смыслов ). Это второй уровень компетенции. Задания 10 – 13 третьего уровня компетенции ( функционального, творческого ).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Знание биографии поэта Правильность понимания идеи произведения Количество выполненных заданий ( за каждое правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл ).
Задания к зачёту по теме : « Лирика А. С. Пушкина » ( минимальный объём работы -3 любых правильно выполненных задания ) 1. Проанализируйте стихотворение «К морю», руководствуясь вопросами: а) В чем многозначность и символичность образа «свободной стихии? б) Какие биографические факты отразились в стихотворении? в) В какой связи в стихотворении появляются образы Наполеона и Байрона? г) Почему образ моря воплощает идеал поэта романтика? д) Можно ли назвать стихотворение «гимном»? Почему? е) В чем особенность звукописи? ж) Можно ли сказать, что в стихотворении отражается романтический конфликт между идеалом и действительностью? з) Можно ли считать 8 строфу своеобразным смысловым центром стихотворения? и) Можно ли сказать, что прощание с морем – это прощание с мечтами о свободе, с надеждами на скорое их осуществление?
2) Ра с ставьте перечисленные стихотворения А. С. Пушкина в хронологическом порядке. С какими событиями в жизни поэта связано создание этих стихотворений ? « Вновь я посетил …» « Я помню чудное мгновенье …» « К Чаадаеву » « Воспоминания в Царском Селе » 3) Какое значение в жизни и творчестве Пушкина имела дата 19 октября ? Какие произведения с ней связаны ? 4) Докажите, что стихотворение « Зимнее утро » построено на антитезе. Охарактеризуйте выбор лексических и синтаксических средств
5) Тест : « Я помню чудное мгновенье » 1. Стихотворение посвящено : А ) Е. К. Воронцовой Б ) А. П. Керн В ) М. Н. Волконской 2. Героиня стихотворения : А ) скрасила поэту дни одиночества в глуши Б ) напомнила поэту о давней встрече В ) подарила поэту вдохновение 3. В строфе : И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь … - автор прибегает : А ) к анафоре Б ) к эпифоре В ) к антитезе 4. Фраза « во мраке заточенья » содержит : А ) сравнение Б ) олицетворение В ) метафору
5. Размер, которым написано стихотворение : А ) хорей Б ) ямб В ) дактиль 6. Строки : В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои … - напоминают о ссылке Пушкина и относятся ко времени его пребывания : А ) в Одессе Б ) в Болдине В ) в Михайловском 7. Тема стихотворения : А ) любовь Б ) вдохновение В ) память 8. Композиция стихотворения : А ) рамочная Б ) последовательная В ) ретроспективная
6) Что означает сопоставление возлюбленной с Матерью Пречистой Богородицей в стихотворении « Мадонна » ? Сопоставьте стихотворение « Мадонна » со стихотворениями « Жил на свете рыцарь бедный …» и « Красавица ». В чём сходство и различие отношения поэта к женщине, красавице и божеству ? 7) Сопоставьте стихотворение Пушкина « Я памятник себе воздвиг …» со стихотворением Державина « Памятник ». Как каждый из авторов понимает роль поэта и назначение поэзии ? 8) Попробуйте проанализировать стихотворение « Я помню чудное мгновение …» в рамках тем « философская » и « любовная » лирика Пушкина
9) Сравните черновик стихотворения « Анчар » (1) с его окончательным текстом (2). С какой целью поэт внёс изменения ? 1. В пустыне тощей и глухой, На почве мёртвой, раскаленной, Анчар, феномен роковой, Растёт, один во всей вселенной … 2. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной.
10) Обратите внимание на так называемый « перенос » в 17- й строке стихотворения « К Чаадаеву »: Товарищ, верь : взойдёт она,/ Звезда пленительного счастья … Как вы думаете, в чём смысл этого « переноса »? 11) Почему картину И. Репина и К. Айвазовского « Прощание Пушкина с морем » считают наиболее удачно отразившей настроения поэта в годы южной ссылки ? 12) Сравните картину Н. Ге « Пушкин с женой у зеркала » с лермонтовским стихотворением « Смерть поэта ». Что их объединяет ? 13) Если бы вы были художником, иллюстрацию к какому произведению Пушкина вы бы сделали ?