Городской конкурс «Педагогический дебют 2013» Презентация педагогического проекта «Моя инициатива в образовании» Курмашевой Зарины Нуровны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ 6»
Формирование самооценки младших школьников в условиях внедрения ФГОС» «Формирование самооценки младших школьников в условиях внедрения ФГОС» 2013 год г. Нефтеюганск
«Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты» Д.И. Менделеев
Принципы организации процесса обучения Дать возможность каждому ученику «упражняться в умении быть личностью» Осознать свою субъектность, т.е. способность человека быть хозяином своей деятельности Организовать деятельность
Цель: Цель: создание условий для формирования навыков самооценивания младших школьников.
изучить методическую литературу по формированию самооценки учащихся и определить для себя составляющие самооценки; изучить и внедрить технологию творческих мастерских для формирования навыков самооценки; внедрить на уроках карты самооценивания; подобрать виды заданий, приемов для формирования самооценки; разработать мониторинг уровня сформированности навыков самооценки Задачи:
«Педагогическая технология, получившая название «мастерской», позволяет включить в учебный процесс каждого ученика; ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, изобретает, создаёт, творит, самореализуется». Е.Р. Блинова
Этапы творческой мастерской Рефлексия Разрыв Афиширование Социализация Социоконструкция Самоконструкция Индукция
Условия организации мастерской создание атмосферы сотворчества; «включение» эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам; большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс. диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися; подача необходимой информации учителем малыми дозами; исключение официального оценивания работы ученика; самооценивание работ, самоизменение
Этапы мастерской, цели, приемы Этап мастерской ЦельМетоды и приемы Индуктор Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Выявление индивидуальных ценностных отношений к объекту познания или учебной проблеме
Этапы мастерской, цели, приемы Этап мастерской ЦельМетоды и приемы Самоконс- трукция индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Выявление индивидуального смыслового поля заданного объекта познания Подбор слов-ассоциаций Составление словосочетаний с заданными словами Создание графического образа объекта познания Собственная интерпретация заданного текста или рисунка.
Этапы мастерской, цели, приемы Этап мастерской ЦельМетоды и приемы Социо- конструкция соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников, представление промежуточных результатов труда Выявление смыслового поля заданного объекта в парах Обсуждение Создание графического образа объекта познания Интерпретация заданного текста или рисунка
Этапы мастерской, цели, приемы Этап мастерской ЦельМетоды и приемы Социали- зация сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов Выступление ученика в группе, выдвижение гипотез, «мозговой штурм» и др.
Этапы мастерской, цели, приемы Этап мастерскойЦельМетоды и приемы Афиширо- вание предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Представление и обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, пояснения учителя по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Этапы мастерской, цели, приемы Этап мастерской ЦельМетоды и приемы Разрыв внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Создание проблемной ситуации, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями. Работа с источниками информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему.
Этапы мастерской, цели, приемы Этап мастерской ЦельМетоды и приемы Рефлексия Инициирование рефлексии учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Вопросы учителя Карты самооценивания
Составляющие самооценки школьника: Умение инициативно и самостоятельно различать в осваиваемом предмете известное и неизвестное знание; умение анализировать достигнутый результат, планировать дальнейшую деятельность; умение оценивать степень трудности, удовлетворенности своим результатом, активности; умение оценивать работу по заданным (выбранным) критериям.
устное и письменное изложение материала, содержащее собственное суждение или оценку; задания типа «найди ошибку». подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение гипотез; оценка качества действия, события, поведения; контроль за выполнением предыдущих действий; ведение учебного диалога и дискуссий Виды заданий
Лесенка успеха
«Карта самонаблюдения» СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ легкотрудноНужна помощь Я доволен своей работой Я старался, но не все получи- лось Я недоволен своей работой Я был активен на уроке Я был активен на некоторых заданиях Я не проявлял актив- ность на уроке
1.Реши учебную задачу. 2. Как ты думаешь, правильно ли ты решил задачу? Выбери вариант ответа: а) уверен, что правильно;а) уверен, что правильно; б) сомневаюсь;б) сомневаюсь; в) думаю, что неправильно.в) думаю, что неправильно. 3. Проверь, правильно ли решена задача. «Карта контроля учебной деятельности»
«Карта контроля за выполнением плана и оценка результатов» Ставлю цель Что я должен сделать? __________________________________________ Какой результат я хочу получить? _______________________________ Моя цель: _____________________________________________________ Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели? _______________________________________________________________ Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема: _______________________________________________________________ План действий Предполагаемый результат Полученный результат
«Карты по предметам». К АРТЫ САМООЦЕНИВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Т ЕМА : «Б ЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ »Т ЕМА : «Б ЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ » Вижу и умею обозначить ошибкоопасные места в словах Знаю способы проверки парной согласной в слове Умею подбирать проверочные слова легкотрудноНужна помощь легкотрудноНужна помощь легкотрудноНужна помощь
Тема «Парные согласные в корне слова» Умею выделять корень слова Умею подбирать проверочные слова Умею писать слова с парной гласной легкотрудноНужна помощь легкотрудноНужна помощь легкотрудноНужна помощь
Тема « Предлоги» Умею отличать предлоги от других слов Умею слова-действия отличать от других слов Умею отличать предлог от приставки легкотрудноНужна помощь легкотрудноНужна помощь легкотрудноНужна помощь
СимволКритерий «Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями» «Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь» «Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!»
«Лист самооценки» К РИТЕРИИ САМО - ОЦЕНИВАНИЯ К РИТЕРИИ САМО - ОЦЕНИВАНИЯ Т ЕМА 1Т ЕМА 1Т ЕМА 2Т ЕМА 2Т ЕМА 3Т ЕМА 3Т ЕМА 4Т ЕМА 4 ЛегкоТрудно Нужна помощь ЛегкоТрудно Нужна помощь ЛегкоТрудно Нужна помощь Лег ко Трудно Нужна помощь Степень трудности Удовлетворенно сть полученным результатом Активность самостоятельнос ть на уроке Определение цели планирование, контроль выполнения плана и оценка результатов
«Мои успехи» Т ЕМА В ИД РАБОТЫ О ЦЕНКА МОЯ О ЦЕНКА УЧИТЕЛЯ О ШИБКИ Т ЕКСТ Проверочная работа Слова, отвечающие на вопрос Кто?Что? Какой? Какая? Проверочная работа Слова, отвечающие на вопрос Что делать? Проверочная работа Слова, к которым нельзя задать вопросы Проверочная работа Части словаПроверочная работа предлогиВводная работа Правописание буквосочетаний Вводная работа Безударные гласные в корне Проверочная работа Парные согласные в корне Проверочная работа