«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках трудового обучения и на занятиях факультатива «Начальная компьютерная грамотность» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья». учитель трудового обучения Наталья Юрьевна Михеева Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. 1
2 Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Цели применения ИКТ:
3 работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения; резко возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке; устанавливается логика подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся; расширяет возможности представления учебной информации. Достоинства применения ИКТ:
4 Использование ИКТ на уроке обслуживающего труда в 8 классе. (учащиеся умеренной умственной отсталости) Тема: «Молоко и молочные продукты» 12345
5 Часть наглядных демонстрационных пособий и модулей можно хранить в цифровом варианте (для экономии места, времени на подготовку учителя к уроку и пр.) и при необходимости выводить на большой экран. Достоинства применения ИКТ: Изменяется отношение к компьютеру как к дорогой и увлекательной игрушке. Обучающиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
6 Диспропорции в соотношении объема получаемой и усвояемой информации. Недостатки: Трудности ориентирования в информационном потоке. Необходимость индивидуализации и дифференциации обучения. Большая физическая нагрузка на зрение.
7 Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле ЗУН. Возможности: При этом для ребёнка компьютер выполняет различные функции: учителя; рабочего инструмента; объекта обучения; игровой среды.
8 Word - при отгадывании кроссвордов, при создании рецептов. Прикладные программы: Excel - составление меню, подсчет стоимости продуктов для приготовления блюда. PowerPoint - создание наглядных презентаций к урокам. Paint - составление эскиза для лоскутного шитья, при оформлении интерьера.
9 Наглядность для практической работы: 1.«Приготовление филе из тушки сельди» 2.«Поэтапное приготовление салата» 3.«Эстетическое оформление салата»
10 Индивидуальные карточки различного уровня сложности «Калькуляция блюда» Лёгкий уровень Сложный уровень
11 Индивидуальные карточки для «коррекционных минуток» (учащиеся умеренной умственной отсталости)
12 Индивидуальные карточки для «коррекционных минуток» (учащиеся умеренной умственной отсталости)
13 Индивидуальные карточки для «коррекционных минуток» (учащиеся умеренной умственной отсталости)
14 Индивидуальные карточки. Холодильник с разным расположением морозильной камеры (учащиеся умеренной умственной отсталости)
15 Подборка видеосюжетов программы «Галилео» (48 часов реального времени)
Просмотр фильма «Изобретение электрической лампы накаливания» 16 Тема урока: «Гигиена жилища. Замена перегоревшей лампы накаливания»
17 Запись рецепта блюда возможно не только в тетрадь, но и в личную папку в ноутбуке.
Воспитывать у учащихся определенные навыки самостоятельной работы. Учитывать особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и сделать их обучение коррекционно направленным. Ориентировать учащихся легкой и умеренной отсталости на пошаговое развивающее обучение. Установить «зону ближайшего развития» обучающихся Отслеживать прогрессивное продвижение учащихся 5 18 Задачи факультатива «Начальная компьютерная грамотность»
На факультативных занятиях важнейшими условиями являются: благоприятный климат научная организация труда 19
20 Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья компьютер не может и не должен быть только развлечением.
21 Использовать компьютер как инструмент решения учебных задач и жизненных ситуаций.
22 Учащиеся умеренной умственной отсталости на факультативных занятиях. Для детей умеренной умственной отсталости даже установка курсора на необходимую ссылку является очень трудной задачей.
Ребёнку кажется, что он играет, однако, на самом деле он учится, и каждое упражнение продвигает его по пути развития…
24 Компьютерная игра «в четыре руки»!
1.Ролевые 2.Неролевые 3.Аркады 4.Головоломки 5.Познавательные 1.Пошаговая интерактивная обучающая система Microsoft Word. 2.Правила дорожного движения (тесты). 3.«Что такое хорошо и что такое плохо». Правила поведения в сложных жизненных ситуациях. Обучающие программы, тесты Игры 25
Развитие письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья в текстовом редакторе Microsoft Word. Создание и редактирование текста. Рисование и создание коллажей в программе Paint. Развивающие и познавательные игры. Направления обучения на компьютере учащихся с легкой степенью отсталости.
Использование растрового графического редактора рисунков и фотографий PAINT для обучения рисованию
Тема: «Декоративное рисование. Самостоятельное составление геометрического узора в полосе» Рисунок ученика 8 класса (обучающиеся с умеренной умственной отсталостью) (цветные карандаши) 1 этап 28 (компьютерная графика) 2 этап
29
30
31
32 Подбор прически на компьютере по фотографии - это смелый шаг навстречу новому имиджу, возможность увидеть себя в новом образе и отличный способ поднять себе настроение.
действуем «в ногу» со временем развитие логического мышления, внимания, памяти. стремление сделать жизнь ребёнка интереснее. Почему необходимы факультативные занятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья? коррекция эмоционально- волевой сферы ребёнка.
Занятия факультатива развивают: логическое мышление, память, коммуникативные способности, внимание, фантазию, эмоциональную восприимчивость
Занятия факультатива помогают: решать жизненные ситуации, понять общественные отношения, преодолеть дефекты развития.
Компьютер позволяет обучить детей с ограниченными возможностями здоровья многим навыкам, при этом, не подвергая ребенка и без того с хрупкой психикой дополнительному стрессу. 36
Спасибо за внимание! 37