НМЦ Виды и методы контроля на уроках информатики и ИКТ Презентация подготовлена методистом Соболевой Лидией Алексеевной
Содержание Виды контроля 1 Методы контроля 2 Функции контроля 3 Критерии оценки знаний 4
Виды контроля Текущий ПериодическийИтоговыйСамоконтроль проверка усвоения и оценка результатов каждого урока (тематический) проводится обычно в сочетании с текущей проверкой его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение осуществляется учащимися постоянно в процессе обучения назад
Методы контроля 1 Наблюдение это систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика Недостаток -большая доля субъективизма и интуиции 2 Пользование книгой применяется в начальной школе при проверке навыка поиска информации 3 Устный контроль применяются устные индивидуальные, групповые, фронтальные, комбинированные опросы
Методы контроля 4 Письменная проверка это домашние, классные, самостоятельные и контрольные работы 5 Практическая работа Цель - проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач 6 Дидактические тесты Уровни: 1. вопросы на распознавание 2. на воспроизведение или решение задачи 3. вопросы на применение знаний 4. решение задач, не сводящихся к одному определенному типу назад
Обучающая (способствует повторению материала и углублению знаний учащихся) Функции контроля Воспитательная (подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе) Контрольно – корректирующая ( обеспечивает обратную связь «учитель – ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения) Учетная (систематическая фиксация результатов обучения) назад
Критерии оценки знаний Качественные характеристики овладения учебным материалом Имеющиеся у учащихся фактические знания и умения Владение способами обозначения и записи Полнота знаний Прочность знаний Владение терминологией Умение применять на практике назад
Примеры Преподавание информатики удобнее вести блочно. Каждый раздел разбивают на темы, тему на блоки. Блок изучается несколько уроков (чаще 2 – 3), количество которых зависит то сложности материала. Изучение каждого блока сопровождается выполнением практической работы и заканчивается сдачей этой работы. Изучение темы заканчивается контрольной работой, изучение раздела – зачетом.
Структура изучения раздела РАЗДЕЛ 1 тема 1 тема 2 блок1 практическая работа 1 блок2 практическая работа 2 блок 1 практическая работа 3 блок 5 практическая работа 7 блок 3 практическая работа 5 урок1урок1 урок3урок3 урок2урок2 урок1урок1 урок2урок2 урок3урок3 блок 2 практическая работа 4 урок 1 урок 2 урок 3 урок 1 урок 2 урок 1 урок 2 урок 3 урок 1 урок 2 урок 3 контрольная работа 1 блок 4 практическая работа 6 урок 1 урок 2 контрольна я работа 2 З А Ч Ё Т
Практическая работа Тематический контроль Зачёт по всему разделу Этапы контроля Экзамен за курс информатики
Раздел: Алгоритмизация и программирование Тема «Следование» Тема «Ветвление» Тема «Циклы» Блоки: циклы с предусловием и постусловием, циклы с параметром, вложенные циклы Блоки: простое ветвление, сложное ветвление, выбор Блоки: запись алгоритмов, линейные алгоритмы Практическая работа
Этапы практической работы Каждый учащийся группы имеет свой вариант Ученик должен доказать учителю, что полученный результат верный Учитель задаёт по 3 – 5 вопросов индивидуально каждому ученику по изучаемому блоку Подготовка Выполнение работы за компьютером Защита работы Кроме индивидуальных практических работ также используются практикумы. Практикум – это общее задание для всех учащихся группы, выполняемое на компьютере. Подготовка к практикуму и выполнение происходят на одном уроке. В конце урока выставляется оценка.
Этапы контроля (продолжение) Следующий этап контроля - контрольная работа по материалу всей темы. Её лучше проводить в письменной форме. Однако если тема маленькая по объёму изученного материала и имеет в основном теоретическую информацию, можно воспользоваться тестом. На контрольной работе целесообразно иметь не менее четырёх вариантов наборов заданий (карточек). Каждая карточка должна содержать задания разного уровня сложности. Целесообразно в карточку включать одно практическое задание, рассчитанное на сильного ученика, решаемое с применением компьютера. До начала контрольной работы учащимся нужно сообщить критерии оценки каждого задания и максимальное количество баллов за верное решение этого задания. Это позволит им одновременно с решением контрольной работы анализировать уровень своей подготовки. Самоанализ, как показала практика, всегда более эффективен и имеет меньше негативных последствий. Важно следить, чтобы самоанализ учащихся не превратился в самобичевание. Нужно поддерживать положительную мотивацию учащихся по отношению к изучаемому предмету и самому себе. Подготовка к контрольной работе ещё раз актуализирует и обобщает знания, полученные при изучении данной темы. Предпоследний этап контроля – зачёт по всему разделу. Подготовка к зачёту и сам зачёт показывает учащимся, как они усвоили раздел. Здесь также закрепляется навык самоанализа. Последний этап контроля знаний учащихся – экзамен по материалу, изученному за курс информатики. Он может проводиться в устной, письменной форме или в форме теста. Тест позволяет не только контролировать знания, но и обобщать их. Тест, указывающий правильный ответ на поставленный вопрос, выполняет также контрольно - корректирующую функцию, ликвидирует пробелы в знаниях. Чем неожиданнее, не ординарнее сформулирован вопрос, тем лучше запоминается на него правильный ответ. Возникает ассоциативное запоминание. Существует множество готовых программ, предназначенных для тестового контроля знаний учащихся. Стоит обратить внимание на «Знак». Программа может использоваться на различных этапах урока и на разных уровнях обучения: при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний.