Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления
Изучение темы Моделирование способствует развитию логического мышления младшего школьника. Гипотеза Объект Словесно - логическое мышление младшего школьника. Предмет Способы развития логического мышления на уроках информатики в начальной школе.
Цель Определение оптимальных условий и конкретных методов развития логического мышления на уроках информатики в начальной школе.
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; изучить основные особенности логического мышления в младшем школьном возрасте; изучить особенности изучения темы Моделирование в курсе информатики начальной школы и проанализировать его возможности в развитии логического мышления; разработать методику проведения экспериментальной работы и провести экспериментальную работу; сделать выводы и составить рекомендации по результатам работы. Задачи
Методы наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности детей изучение и теоретический анализ литературы; обобщение, систематизация, классификация теоретического материала;
вид теоретического понятийного мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения Словесно-логическое мышление
Модель новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта, существенные, с точки зрения цели моделирования Моделирование замена одного объекта (процесса или явления) другим, но сохраняющим все существенные свойства исходного объекта (процесса или явления)
Модель информационная материальная
выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных; находить главные связи и отношения предметов и явлений реального мира; формирование и совершенствование всех видов и операций мышления; выработка умений и навыков по применению законов мышления; выработка умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую; Развитие мышления делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно; прогнозировать развитие явлений; применять законы и требования логики в учебной и во внеучебной познавательной деятельности учащихся.
Курс «Информатика» А.Л. Семенова Цепочки Деревья Курс «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева Отличительные признаки Графы
Курс «Развивающая информатика» Е. Челак, Н. Конопатовой Модели Графические модели Курс «Информатика. Преемственность». Д.В. Аликин и другие. Первое знакомство с моделями Виды моделей Моделирование на графах
постепенно, от простого к сложному (принцип последовательности); на содержательном материале, который понятен детям (принцип доступности); с учетом всех требований логики как основы моделирования (принцип научности); целенаправленно изучая каждый компонент моделирования и его особенности. На уроке информатики работа с моделями строится:
1) Умение выделять существенное. чтение (глаза, книга, картина, печать, слово) 2) Сравнение. книга – тетрадь 3) Обобщение. дождь – град 4) Классификация. сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание
5)Анализ отношений понятий (аналогия). волк : пасть = птица : ? а) воробей, б) гнездо, в) клюв, г) соловей, д) петь.
Результаты констатирующего этапа
Формирующий этап формирование умений: определять признаки предмета; выявлять существенный признак предмета; по признакам определять объект; выделять сходные признаки объектов; переносить признаки с одного объекта на другой; определять признаки, существенные для данной цели.
Результаты контрольного этапа
Констатирующий и контрольный этапы
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов
ВЫВОДЫ Разработанные и отобранные задания по теме Моделирование развивают логическое мышление ребенка, что подтверждает выдвинутую гипотезу; Постепенно содержание заданий следует усложнять; Необходимо систематически и последовательно проводить с учащимися работу, основанную на выполнении разнообразных упражнений и заданий, каждое из которых направлено на достижение конкретной цели.