Проектная деятельность в практике учителя начальной школы. Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь. Китайская пословица.
«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд». Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов? Начальная школа – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребёнка в образовании и его отношение к учёбе.
Цели работы над методом проектов: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии; способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом; выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
УМК «Планета знаний». Проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности и организуется в виде двух взаимосвязанных блоков работы: 1)сбор сведений по теме проектной деятельности; 2)работа над своими проектами, включенными в содержание темы.
Приёмы для включения поиска информации в проектную деятельность: одновременная работа над разными проектами по одной теме; включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта.
Этапы проектной деятельности. 1 блок: знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор интересующих их аспектов; подготовка к сбору информации; сбор информации детьми; подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини-энциклопедии, картотеки и др. 2 блок: знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации; ориентировочное планирование этапов работы над проектами; реализация проектов; презентация проектов.
Окружающий мир. 2 класс. Проекты по теме «Наши питомцы». Аквариумные рыбки. Пернатые питомцы. Всё о кошках. Всё о собаках. Источники информации: справочники, энциклопедии, видеофильмы, посещение музея, зоопарка. Проекты: сочинение «Мой любимый щенок»; фотоальбом «Человек заводит друга»; стенд «Наши питомцы»; выставка рисунков; придумай свой проект.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения.
Рекомендуемые проекты. 2 класс. Окружающий мир. Знание – сила. Мы живём в космосе. Жизнь леса. Наши питомцы. Литература. Устное народное творчество. Любимые писатели, произведения и герои. Русский язык. Как хорошо уметь грамотно писать. Летний проект «Мастерская слова». Математика. Вычислительные машины. Свойства площади.
Работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы, используя методическую помощь УМК «Планета знаний».
«Начальная школа до и после» г. Тема номера: Исследовательская и проектная деятельность школьников. Н.Г. Шаповалова. Метод проектов: практика и применение. О.Н. Кириллова. Проект любимые игры и игрушки (1 – 4 кл.). О.В. Иванова. Исследовательская деятельность младших школьников. Л.М. Ильиных. Развитие исследовательских способностей школьников. И.А.Иконникова. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка.
Литература. Intel «обучение для будущего» (при поддержке Mikrosoft): Учебное пособие. М.:Издательско-торговый дом «Русская редакция», Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой. М.: АСТ6 Астрель, Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», Поиск: Вестник ТГПУ. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы. Поздеева С.И., Кузнецова Т.И.